Феномен общения. Презентация на тему "общение как феномен психологии"

1.2 Феномен общения

Принципиальной теоретической основной междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности являются фундаментальные положения о социальной сущности человека.

Личность катализирует в своей психологической структуре общественных отношений, являясь одновременно их объектом и субъектом. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.

Ввиду сложности емкости феномена общения, толкование этого понятия зависит от исходных теоретических оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Понятие «общение» близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

· адресант – субъект общения;

· адресат – кому направлено общение;

· сообщение – передаваемое содержание;

· код – средства передачи сообщения, канал связи;

· результат – что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности.

В наиболее обобщенных классификациях выделяют три стороны общения:

Коммуникативную;

Интерактивную;

Перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфически информационного процесса между людьми как активными субъектами с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений.

Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы:

Оптично-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика;

Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, паузы;

Система организации пространства и времени коммуникации;

Система «контакта глазами».

Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на общение партнера, обеспечить свое идеальную представленность в другом.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего – кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. .

Общение – одно из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. .

Определяя сущность общения, его чаще квалифицируют как взаимодействия, который представляет собой специфическую деятельность.

Б.Д. Парыгин рассматривает общение «как сложный и многогранный процесс, которое может выступать, а одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания м взаимного понимания друг друга». .

Общение – есть процесс, но статус процесса не правомерно приписывать и отношениям людей друг к другу. Отношения могут проявляться в каких-то процессах, всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений. Отношения необходимо предполагается в каждом из компонентов общения. Без отношения невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни взаимное понимание, ни сопереживание. Общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но понятия эти не совпадают друг с другом. Отношения между людьми всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. .

Взаимоотношения – это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными «лицом к лицу» или опосредствованными какими-то средствами коммуникаций, могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности. .

Т.о., взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляет собой его мотивационно-потребностную основу, а с другой – видоизменяются, развиваются, формируются в процессе его протекания. В живом акте межличностного общения слиты воедино операционный, процессуальный, «являющийся» (внешний) и внутренний, мотивационный, отношенческий компоненты. В наблюдаемом акте общения мы имеем дело и с актуализацией существующих отношений, и с предпосылкой для их развития в сторону укрепления или ослабления, и с причиной возможного изменения самой модальности отношений, их знака.

И установление зависимости коммуникативных способностей от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении. IV. Составление коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте. Исследования проводились с ноября 1998 г. по март 1999 г. В эксперименте принимали участие учащиеся Кудехинской средней...

Раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Таким образом, в I главе были раскрыты проблемы общения в подростковом возрасте. 1) Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире; 2) ...

Целью нашей работы является изучение психологических особенностей общения подростков. Мы предполагаем, что психологические особенности общения зависят от гендерных различий, уровня общительности и тревожности, а также социометрического статуса в группе. Объектом нашей работы являются дети подросткового возраста 14-15 лет. Предметом изучения является межличностное общение. В соответствии с...




Взаимодействия (Приложение № 2). Результаты исследования позволят повысить коммуникативную компетентность старшеклассников, улучшить отношения в группах подростков. Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из...

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение - это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.


В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.

Теоретико-методологические предпосылки исследования общения.
Человек не может жить, работать, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Исторически и в процессе индивидуального развития общения является необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов ее социального развития. Будучи существенным аспектом многих разновидностей человеческой активности, общения отражает объективную потребность людей в объединении, сотрудничестве друг с другом, а также является условием развития самобытности, целостности, индивидуальности человека.
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях: как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), как одна из разновидностей человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, Н. С. Каган, И. С. Кон, А. А. Леонтьев), как специфическая социальная форма информационной связи (А. Д. Урсул, Л. А. Резников) и др.
Такая разноплановость в определении этого понятия объясняется недостаточной разработанности проблемы сущности данного явления, а также сложностями выделения общения как специфического явления из других сфер общественной жизни - производственной, политической, культурной. Указывая на сложность и многогранность общения, Б. Д. Парыгин не без оснований замечает, что оно может быть одновременно информационным процессом и взаимодействием людей друг с другом, процессом их сопереживание, взаимного понимания и влияния одного человека на другого.
Многогранность общения оказывается даже в тех словосочетаниях, которые очень часто употребляются как в научном, так и в обыденном понимании: «духовное», «материальное», «межличностное», «массовая», «интимное» и прочее общение. И это неудивительно, ведь большинство разновидностей человеческой деятельности (труд, игра, учение, война, торговля, любовь, туризм, воспитания, руководство, управление и т.п.) оказываются тесно связанными с общением с другими людьми. Даже в том случае, когда человек находится наедине с собой, она часто действует так, будто включена в какой человеческого сообщества и общается с ее членами.

Человеческое общение развивается и формируется на основе совместной трудовой деятельности. В процессе труда люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга, они не могут что-то производить, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена продуктами своей деятельности. В связи с этим история является системой связанных друг с другом форм общения. Эта система взаимодействий и взаимных влияний является тем социальным процессом, суть которого, в отличие от работы как производства вещей («обработки природы людьми»), составляет производство отношений («обработки людей людьми»).
В широком смысле общения - это та сторона человеческого существования, что указывает на связь и взаимодействие людей в процессе материального и духовного производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

Общение - это процесс информационной и предметной взаимодействия между людьми, в котором формируются и реализуются их межличностные отношения. Проявляются при непосредственных контактах, эти отношения определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, а также интересами личностей и социальных групп при осуществлении ими своих социальных функций. Это некий «срез» общественных отношений, представлен на эмпирическом уровне, своего рода их личностное выражение.
Явление общения и психология общения предполагает установление прямых контактов между теми, кто общается («контакт лицом к лицу»), позволяет непосредственно реагировать и влиять на действия и высказывания другого, воспринимать друг друга как уникальных личностей. Эта разновидность общения развивается, прежде всего, в малых социальных группах. Базовая, главная типичная ситуация межличностного общения - диада, парный социально-психологическая связь (в малой социальной группе каждый общается с каждым, без посредников). Совокупность парных взаимодействий образует систему межличностных связей как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового общения. Однако, поскольку человек не может одновременно находиться в непосредственном общении с большим количеством людей, то связи между группами, особенно крупными, происходят из их отдельных представителей.
Выделяют материальное и духовное, прямое (непосредственное) и массовое (опосредованное) общения.
Материальное общение - это взаимоотношения и взаимодействие людей в ходе материально-практической деятельности, прежде всего в процессе труда и производства, а также их поведение в различных сферах общественной жизни. Духовное общение выступает как обмен разнообразной интеллектуально-эмоциональной информацией посредством живой естественной человеческой речи, средств массовой коммуникации и невербальных средств.
Общение - это такая разновидность взаимодействия людей, в котором последние выступают друг относительно друга одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Именно благодаря общению поступок лица А становится обстоятельством жизни лиц В, С, D и т.д., а их поступки, экспрессивные действия, в свою очередь, становятся обстоятельствами жизни А. Поэтому значительную роль играют в общении индивидуальные психологические качества человека, на что указывает и Б Г. Ананьев, подчеркивая, что практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести между ними четкую границу. Поэтому есть все основания утверждать, что общение является социальным явлением, в котором чрезвычайно ярко проявляются индивидуальные особенности лиц - его участников.

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

    инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

    синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

    трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

    функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Слайд 2

Понятие общения

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Виды общения: невербальное (бессловесное) общение - общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Слайд 3

Уровни общения

Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д. Межличностное - общение между двумя и более людьми. Общественное - общение человека с большой аудиторией.

Слайд 4

Стороны общения

Первая - коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения (интерактивная) - взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения (перцептивная) - восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Слайд 5

Невербальное общение

Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Слайд 6

Общение как межличностное взаимодействие

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая чтото, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Слайд 7

Общение как понимание людьми друг друга

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Слайд 8

Слайд 9

Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства.

Слайд 10

Причинное объяснение поступков другого человека

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно - либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации.

Слайд 11

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Слайд 12

Элементы общения

1.отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Слайд 13

Каналы общения

Устная речь - получатель ее слышит. Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит. Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

Слайд 14

Этапы процесса общения

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в общение. 2. Ориентировка в целях общения, во внешней ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе, что именно он скажет.

Слайд 15

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Слайд 16

Правила эффективного общения

Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Стоит попытаться понять достоинства другого человека Постараться понять других людей Стараться быть доброжелательным и приветливым

Слайд 17

Обращаться к человеку по имени, отчеству Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника Быть хорошим слушателем Уважение к мнениям другого, избегать говорить человеку, что он не прав

Слайд 18

Вопросы могут быть

закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»; открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Слайд 19

Цель контактов между медицинским работником и пациентом

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.

Слайд 20

Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Слайд 21

Умение медработника понять больного человека

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента. Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля.

Слайд 22

Соматогении и психогении

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.