Деулинское соглашение. История России: "Деулинское перемирие" 1618 деулинское перемирие с польшей

Завершивший интервенцию Речи Посполитой начала XVII века.

За-клю-че-но 1(11) де-каб-ря в деревне Де-ули-но близ Трои-це-Сер-гие-ва монастыря на 14,5 лет (с 25 декабря 1618 (4 января 1619) до 2(12) июня 1633).

Ста-ло след-ст-ви-ем не-уда-чи по-хо-да ко-ро-ле-ви-ча Вла-ди-сла-ва (бу-ду-ще-го польского ко-ро-ля Вла-ди-сла-ва IV) на Мо-ск-ву в 1617-1618 годах, а так-же обо-ст-ре-ния поль-ско-шведских от-но-ше-ний, при-вед-ше-го к на-ча-лу поль-ско-шведской вой-ны 1617-1629 годов.

В со-став русской де-ле-га-ции вхо-ди-ли боя-ре Ф.И. Ше-ре-ме-тев и князь Д.И. Ме-зец-кий , околь-ни-чий А.В. Из-май-лов, дья-ки И.И. Бо-лот-ни-ков и М. Со-мов, в со-став поль-ско-ли-тов-ской - князь А. Но-во-двор-ский, К. Плих-та, князь Л. Са-пе-га, А.К. Гон-сев-ский, Я. Со-бес-ский.

По Деулинскому перемирию Русское государство ус-ту-па-ло Ре-чи По-спо-ли-той го-ро-да (с уез-да-ми и во-лос-тя-ми) Смо-ленск, а так-же Бе-лый, Ве-лиж, До-ро-го-буж, Крас-ный, Мо-на-сты-ревск, Не-вель, Нов-го-род-Се-вер-ский, По-по-ва Го-ра, По-чеп, Ро-славль, Се-беж, Сер-пейск, Ста-ро-дуб, То-ро-пец, Труб-чевск, Чер-ни-гов и другие. Их тяг-лое по-сад-ское и уезд-ное на-се-ле-ние пе-ре-хо-ди-ло в под-дан-ст-во Ре-чи По-спо-ли-той, гос-ти и тор-го-вые лю-ди мог-ли вы-брать под-дан-ст-во; вое-во-ды, дво-ря-не, ду-хо-вен-ст-во , во-ен-ные и при-каз-ные лю-ди ухо-ди-ли в Русское государство со всем иму-ще-ст-вом.

Речь По-спо-ли-та воз-вра-ща-ла Русскому государству Вязь-му, Ко-зельск, Ме-щовск и Мо-сальск.

Обе сто-ро-ны за-яв-ля-ли о воз-мож-но-сти в пе-ри-од дей-ст-вия Деулинского перемирия об-су-ж-дать во-прос о его про-дле-нии или за-клю-че-нии «веч-но-го ми-ра», обя-зы-ва-лись не на-чи-нать вой-ны и не да-вать к ней по-во-да, не по-мо-гать люд-ски-ми и ма-те-ри-аль-ны-ми ре-сур-са-ми вра-гам ка-ж-дой из сто-рон. По-слы, по-слан-ни-ки и гон-цы по-лу-ча-ли пра-во сво-бод-но-го про-ез-да по тер-ри-то-рии обе-их стран, куп-цы и тор-го-вые лю-ди при уп-ла-те тор-го-вых по-шлин - пра-во сво-бод-ной тор-гов-ли (поль-ско-ли-тов-ские - вез-де, кро-ме Мо-ск-вы). Во-прос о спор-ных гра-ни-цах дол-жен был быть ре-шён на съез-де специальных по-ру-беж-ных су-дей; все другие вза-им-ные не-до-ра-зу-ме-ния долж-ны бы-ли раз-би-рать-ся по-гра-нич-ны-ми вое-во-да-ми или на-ме-ст-ни-ка-ми, в отдельных слу-ча-ях - специальными судь-я-ми.

Деулинское перемирие пре-ду-смат-ри-ва-ло об-мен плен-ны-ми в феврале 1619 года (русская сто-ро-на осо-бо вы-де-ля-ла сре-ди плен-ни-ков Фи-ла-ре-та, князя В.В. Го-ли-цы-на , боя-ри-на М.Б. Шеи-на, дья-ка Т. Лу-гов-ско-го). Бе-жав-шим в Речь По-спо-ли-ту князь-ям И.И. Шуй-ско-му и Ю.Н. Тру-бец-ко-му раз-ре-ша-лось (при же-ла-нии) вер-нуть-ся на ро-ди-ну.

Ко-ро-ле-вич Вла-ди-слав обя-зы-вал-ся «не ис-кать» ни тай-но, ни яв-но русского пре-сто-ла в пе-ри-од дей-ст-вия Деулинского перемирия, од-на-ко не при-знал Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча русским ца-рём, ссы-ла-ясь на до-го-вор 1610 года с «Се-ми-бо-яр-щи-ной». В свя-зи с за-клю-че-ни-ем Деулинского перемирия вой-ска ко-ро-ле-ви-ча Вла-ди-сла-ва, гет-ма-на Я.К. Ход-ке-ви-ча, а так-же полк С. Ча-п-лин-ско-го, по-ки-дая тер-ри-то-рию Русского государства, не долж-ны бы-ли ра-зо-рять де-рев-ни и сёла на пу-ти сле-до-ва-ния.

В январе - мар-те 1619 года со-сто-ял-ся раз-мен го-ро-да-ми, а 1(11) июня - раз-мен плен-ны-ми.

Дей-ст-вие Деулинского перемирия пре-кра-ти-лось с на-ча-лом Смо-лен-ской вой-ны 1632-1634 годов, за-вер-шив-шей-ся

    Весна 1618 г. — сейм согласился на продление войны с Россией и выделение новых средств (С.62)

    Июнь 1618 г. — отряды королевича Владислава осадили Можайск и отправили в Москву гонца с предложением провести посольский съезд в Можайске.

    9(19) сентября 1618 г. — в Москве был созван Земский собор, члены которого дали обещание «с государем в осаде сидеть безо всякого сумнения, и с недругом его с королевичем… битись до смерти, не щадя голов своих» В середине сентября грамота была прислана в Троицe—Сергиев монастырь воеводам Якову Дашкову и Семёну Жеребцову: «…чтоб жили с великим береженьем и ров копали и вести проведывали». Предупреждение было своевременным.

    Ночь на 24 сентября (4 октября) 1618 г. — полк Чаплинского ворвался в расположенные рядом с монастырём Служнюю и Стрелецкую слободы. Жители вступили в бой и выбили неприятеля из слобод. Враг отступил в сторону Москвы на встречу с основными силами (С.64)

    Москва готовилась к осаде.

    1 октября (11 октября) 1618 г. — гетман Ходкевич попытался штурмом взять Москву. Разработанный гетманом план штурма столицы, был выдан боярам накануне днём двумя перебежчиками.

    Штурм столицы закончился для Ходкевича полным провалом. (С.66)

    20 (30)октября 1618 г. — после неудачи со штурмом Москвы к московским боярам был прислан гонец с предложением приступить к мирным переговорам. Съезд начался речью канцлера Льва Сапеги, который доказывал русским послам все выгоды принятия Владислава в качестве царя и все невыгоды отказа от него. Переговорщики пригрозили: «Что еще останется у вас не спаленного и не опустошенного, от того останется только земля и вода». На этой угрозе закончился первый съезд (С.66— 67)

    На следующих трёх съездах по— прежнему продолжались ожесточённые споры о правах королевича, городах и количестве перемирных лет (С.67)

    26 — 27 октября(5 — 6 ноября) 1618 г. — гетман Ходкевич попытался боем проверить состояние обороны Троицкой крепости. Атака закончилась тем, что «тогда из наряду з города многих людей погибли». Королевич со своей охраной расположился в д.Рогачёво, стоявшей на дороге в 14 км от монастыря. Гетман и комиссары заняли село Сватково. В этих Троицких селениях решили ждать окончания переговоров в Москве. На переговорах, которые продолжались после ухода Владислава из—под столицы, была выработана основа для договора между двумя государствами.

    20(30) ноября 1618 г. — в Троицкий монастырь прибыли послы боярин Ф.И.Шереметьев, боярин Д.И.Мезецкий, окольничий А.В. Измайлов, дьяки И.Болотников и М.Сомов, «а с ними стольники и стряпчие и дворяне московские и выбор разных городов». Согласно полученной инструкции послы должны были совместно с польско— литовскими дипломатами написать по выработанному образцу договорные грамоты и утвердить их крестным целованием. В случае же возникновения необходимости внести в тексты нечто важное и серьёзное, они обязаны сноситься с Москвой (С.69)

    22 ноября (2 декабря) 1618 г. — по обоюдному согласию для места переговоров была выбрана деревня Деулино, стоявшая на Углицкой дороге в 5 км от монастыря и в 8 км от Сваткова. Кроме того, договорились, что для охраны послов на время переговоров выделяется по 100 всадников и 50 пехотинцев.

    23 ноября (3 декабря) 1618 г. — московские послы приехали в Деулино. С ними келарь Авраамий Палицын отправил «Радонежского городка священника Симеона с честным и животворящим крестом, златом и бисером, и камением драгим украшен, яко и иноверным удивитися украшению животворящего креста, и с аналоем украшенным и блюдом серебряным» (С.71— 72)

    Вскоре прибыли королевские послы. Польско—литовские дипломаты соглашались на признание Михаила Романова законно избранным царём, но настаивали на сохранении остальных редакционных поправок. Ввиду этих разногласий договор в этот день не был подписан.

    25 ноября(5 декабря) 1618 г — состоялся второй съезд. Московские послы стали отвергать предложенный на предыдущей встрече проект договора. В ответ королевские дипломаты, отстаивая свой вариант соглашения, стали угрожать продолжением войны. В ходе споров и взаимных обвинений царские послы сделали несколько уступок, но королевские дипломаты посчитали их незначительными. Оба посольства, окончательно разругавшись, вновь разъехались по своим станам без подписания мирного договора (С. 73)

    1(11) декабря 1618 г. — царские послы, «помолившееся святей живоначальней Троице и признавшие в помощь великого чудотворца творца преподобного отца нашего Сергия, и певшие молебен и знаменавшеся вси честным и животворящим крестом и покропившеся святою водою и учредившееся по достоянию» , и в третий раз отправились в Деулино. Московские послы согласились на включение в польский текст договора тех изменений и добавок, на которых ранее настаивали королевские дипломаты. Дьяки написали утверждённый текст договора и послы приступили к обряду крестоцелования, что служило гарантией соблюдения договора. Грамоты были уложены на блюдо, поверх них — крест. После крестоцелования послы подписали грамоты, навесили на них шесть печатей из красного воска на красном шёлковом шнуре и произвели их обмен (С.74— 78)

заключено между Россией и Речью Посполитой на 14,5 лет. В д. Деулино (близ Троице-Сергиева монастыря) после неудачной попытки польских войск захватить Москву и посадить на русский престол королевича Владислава. Россия уступала Речи Посполитой смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северские земли. Происходил обмен пленными, после чего в Москву вернулся патриарх Филарет и др. Польский королевич не отказался от русской короны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Деулинское перемирие 1618 г.

было заключено между Россией и Речью Посполитой в деревне Деулино близ Троице - Сергиевой лавры 1 декабря 1618 года на 14,5 лет после неудавшейся попытки польских войск в 1617-1618 гг. захватить Москву. По условиям перемирия Россия уступила Речи Посполитой Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли, в которых было 29 городов. (См. историческую карту «Смутное время в России в начале ХVll в.») Владислав также отказался от притязаний на русский престол. Но как бы ни были тяжелы для России эти соглашения, они были просто необходимы: Россия нуждалась в мире, чтобы иметь возможность ликвидировать последствия Смуты.

Деулинское перемирие - русско-польский договор о перемирии, подписанный в монастыр. с. Деулино в кон. 1618 и завершивший активные военные действия между Речью Посполитой и Россией, начавшиеся в марте 1616 и вызванные к жизни желанием поляков закрепить за собой Смоленск, отобранный у России в Смутное время. Благодаря рейду казацк. гетмана П. К. Сагайдачного к Москве с юга польск. королевич Владислав сумел летом 1618 взять Мещовск, Козельск, Можайск, Звенигород и др. В кон. сентября - нач. октября он приблизился к укреплениям рус. столицы и начал готовить штурм Белого города. Кроме того, королевич отрядил большую часть войска на захват Троице-Сергиева монастыря, к-рый полякам так и не удалось взять в 1609-1610. Измена у поляков свела на нет все их приготовления к приступу у Арбатских ворот Белого города, и они вынуждены были с большими потерями отойти от стен Москвы. Однако моск. прво не смогло использовать поражение польск. войска и «принудить его к тяжелому, связанному с потерями, зимнему отступлению в Польшу, а пошло, по совету церкви, обеспокоенной продолжающейся осадой поляками Троице-Сергиевой лавры, на выгодное в тогдашней ситуации для поляков и архимандрита лавры перемирие ». Переговоры начинались несколько раз, стороны то и дело переносили не только их время, но и место: первые контакты произошли 17 октября на Пресне, т. е. сразу же после катастрофы у Арбатских ворот, но спустя 2-3 недели по просьбе духовенства их перенесли в с. Святково, в 7 км от Троицкой обители, на т. н. старой Аглицкой дороге, а затем, в кон. ноября - в Деулино, в 4 км от лавры, и все переговоры происходили уже полностью под надзором «монастырских», а не воевод и цар. дипломатов: снять осаду с лавры «считалось важнее, чем вынудить поляков, используя военно-тактическое давление и обстоятельства снабжения и зимнего времени, отступить от Москвы хотя и на 2-3 месяца позже, но зато окончательно, после чего, усиливая военный нажим, заставить их пойти на прочный и выгодный для России мир. Такая тактика, однако, заставила бы монахов в Троицкой лавре, быть может, полгода выдержать польскую блокаду и немного “попоститься”. Именно это не устраивало церковников, приобретших за время Смуты значительное влияние на политические и вообще дворцовые дела. Таким образом, церковь как организация оказалась не только виновной в невыгодности для России Деулинского перемирия, но и к тому же, стремясь скрыть свои узковедомственные и корыстные мотивы при заключении этого акта, выступила как фальсификатор истории, распространяя с этих пор миф о том, что якобы мир, достигнутый с поляками, был возможен только с помощью церкви и только ввиду особого “заступничества на небесах” со стороны св. Сергия Радонежского». Д. п. было подписано на 14,5 лет 1 декабря, т. е. с 25 дек. 1618 по 25 дек. 1631, после чего продлевалось на полгода, чтобы успеть за это время достичь соглашения о заключении полного мира. От России перемирие подписали великие и полномочные послы: бояре Ф. И. Шереметев, кн. Д. И. Мезецкий, окольничий А. В. Измайлов, дум. дьяк И. И. Болотников и секретарь посольства дьяк М. Сумин. От Речи Посполитой: еп. Каменецкий и Кобринский А. Новодвоссич, 1-й посол; К. Плахта, 2-й посол; вел. гетман и канцлер Литовский Л. Сапега; гетман польный А. Гонсевский; секретарь посольства Я. Собеский. По условиям перемирия, поляки оставляли за собой: Смоленск, Белый, Рославль, Дорогобуж, Серпейск, Трубчевск, Новгород-Северский с округами по обе стороны Десны, а также Чернигов с областью, Стародуб, Перемышль, Почеп, Невель, Себеж, Красный, Торопец, Велиж с их округами и уездами, со всем находящимся на их терр. нарядом, со всеми жителями, кроме купцов, к-рым было предоставлено право оптации. Речь Посполитая возвращала России захваченные в ходе войны гг. Можайск, Козельск, Мещовск и Вязьму. Граница между Россией и Польшей на главном, СмоленскоМосковском, направлении устанавливалась по линии примерно на равном расстоянии между гг. Вязьма и Дорогобуж. Царь Михаил Фёдорович отказывался от титула «князя Ливонского, Смоленского и Черниговского ». Король Сигизмунд III отказывался от титула «царя Руси» («великого князя Русского»). Поляки обязывались вернуть икону св. Николая Можайского, похищенную ими и вывезенную в Польшу (1611). Причём «включение этого пункта по настоянию церкви было осуществлено в обмен за согласие России на важные территориальные уступки». Стороны обязались произвести обмен пленными к 15 февр. 1619 и, в первую очередь, - моск. посольством во главе с тушинским патр. Филаретом (отцом царя Михаила) и боярином кн. В. В. Голицыным. После подписания Д. п., когда на зап. границе Моск. гос-ва объявился лжецаревич Иван Дмитриевич, назвавшийся сыном Лжедмитрия I и Марины Мнишек, «некоторые из московского народа стали сноситься с запорожцами. Но польск. король, узнав об этом, предостерег казаков, чтобы они не шли ни на какие выдумки и разъехались бы с границ».

Деулинское перемирие 1618, заключено 1 декабря между Русским государством и Речью Посполитой на 14,5 лет в с. Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря (современный г. Загорск), после неудавшейся попытки польского войска во главе с королевичем Владиславом в 1617-18 захватить Москву. В состав русской делегации входили бояре Ф. И. Шереметев, Д. И. Мезецкий, окольничий А. В. Измайлов и др., польское посольство возглавляли А. Новодворский, Л. Сапега, Я. Гонсевский. Чтобы получить передышку, русское правительство было вынуждено уступить Польше смоленские (за исключением Вязьмы), черниговские, новгород-северские земли с 29 городами, в том числе Смоленск. Королевич Владислав, ссылаясь на соглашение с боярами-изменниками в 1610 и на то, что некоторые москвичи признали его царём в 1611, не отказывался от претензии на русский престол. После Д. п. был проведён размен пленными, в результате которого в Москву вернулся находившийся в плену отец царя Михаила Романова патриарх Филарет и др. Д. п. не разрешило конфликта России с Польшей. Тяжёлые условия Д. п. полностью были ликвидированы в результате войн с Речью Посполитой в 1632-34, 1654-67 (см. Андрусовское перемирие 1667 , «Вечный мир» 1686 ).

Лит.: Савич А. А., Деулинское перемирие 1618 г., «Уч. зап. Московского государственного педагогического ин-та им. К. Либкнехта», т. 4, Серия историческая, 1939, в. 2.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978