День российской печати
13.01.2018 08:00
Укринформ
Сегодня украинцы празднуют Щедрый вечер или праздник Меланки.
Вечером 13 января, накануне Нового года по старому стилю, украинцы традиционно празднуют Щедрый вечер (Щедрую кутью) или праздник Меланки. Такое название в народной традиции - Меланки, Маланки, Миланки - праздник получил потому, что по юлианскому календарю, которым пользуются восточные православные христиане на 31 декабря приходится день святой Мелании Римлянки, которая жила в Риме в IV-V вв.
Следуя украинской новогодней обрядности, вечер с 13 на 14 января называют Щедрым. Для него готовят щедрый праздничный новогодний стол - второй раз в зимние праздники варится кутья, но уже скоромная, а на столе должны преобладать мясные блюда (колбасы, жареное мягкие мясо, жаркое и т.д.). К богатому столу готовят также блины, пироги с сыром, мясом, вареники со сметаной.
Главные праздничные действа Щедрого вечера это - щедрование, мальчишники и девичьи «Меланки», «Коза». Щедрование - давний обычай традиционного народного украинского нового года. Как только начинает темнеть, группы щедровальщиков (преимущественно молодежь) осуществляют величальные новогодние обходы и поздравления, во время которых песнями прославляют хозяев, желают им здоровья и достатка на весь год, за что и получают щедрую награду.
Жизнерадостные щедривки и сегодня пользуются всеобщей любовью и уважением в Украине. Кто не знает припева: «Щедрый вечер, добрый вечер! Хорошим людям на здоровье!».
«Меланка» - традиционный новогодний обряд, который со временем трансформировался в общественную праздничную забаву, некий своеобразный сельский карнавал с использованием масок, переодеваний, разыгрыванием забавных сценок-интермедий. По давней традиции в парубоцкой «Меланкн» роль главного обрядового персонажа играл парень, переодетый в женский народный костюм. Девушки также ходят щедровать с «Меланкой»: самую красивую одевают как «невесту», а на роль «жениха» переодевают другую девушку. Традиционные карнавальные образы «Меланки» это - Коза (отсюда пошел обряд «водить Козу»), Медведь, Журавль, Бык, Лошадь, а также Дед, Баба, Жених и Невеста, Кузнец, Трубочист и др. Щедруют, водят Козу, Меланку с музыкой, танцами, пантомимой, обрядовыми играми с масками до полуночи, поскольку наступал Новый Год, и заканчивался Щедрый вечер.
События дня:
25 лет назад (1993) в Париже представители 130 стран (среди которых была и Украина) подписали Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997. Украина ратифицировала документ 16 октября 1998 года.
В этот день в 2015 году, близ города Волноваха Донецкой области совершен теракт, в результате которого погибли 13 человек. В 14 часов 25 минут по пункту контроля, на котором проходил проверку автобус Златоустовка-Донецк с 40 мирными гражданами, террористы выпустили 88 неуправляемых снарядов из реактивных артиллерийских систем БМ-21 «Град». Один из этих снарядов, запущенных с оккупированной территории, взорвался в 12 метрах от автобуса. В результате теракта 10 человек погибли на месте, трое скончались в больнице, еще 20 человек были ранены. Позже экспертиза точно установила место, из которого велся обстрел - район северо-восточной окраины города Докучаевска, который контролировался НВФ. По информации СБУ, теракт в Волновахе был спланирован руководством так называемой ДНР и совершен по их прямому указанию. 15 января 2015 года в Украине был объявлен день траура по всем, кто погиб от рук террористов, и, в первую очередь, по мирным жителями, которые погибли на блокпосту под Волновахой.
Юбилеи дня:
141 год со дня рождения Льва Макаровича Мациевича (1877-1910), украинского корабельного инженера, судостроителя, автора проектов кораблей, подводных лодок, противоминных заслонов, морских аэропланов и т.д., первого украинского авиатора, общественного и политического деятеля. Один из основателей Революционной украинской партии (РУП). Родился Лев Мациевич в селе Александровке Киевской губернии (ныне Кировоградская область). Учился в Харьковском технологическом институте (где среди его друзей был, помимо прочего, и Гнат Хоткевич), в 1906 году окончил Николаевскую морскую академию в Петербурге. Участвовал в строительстве броненосца «Иоанн Златоуст». Занимался вопросами теории и практики авиации. В 1909 году создал проект гидросамолета. В мае 1910 года, после создания в России Отдела воздушного флота Мациевич возглавил группу из 7 российских офицеров, командированных во Францию для изучения авиационного пилотажа (имел также задачу по закупке аэропланов). Находясь во Франции, изучал чертежи и авиационную литературу, много времени провел в мастерских, где изготавливали аэропланы. Посетил 7 аэродромов, где детально ознакомился с устройством аэропланов и дирижаблей. Одновременно, как председатель комиссии, побывал в Брюсселе и ездил в Британию, где осмотрел около 20 систем летательных аппаратов. Постоянно летал на аэроплане «Фарман», получил удостоверение авиатора № 178 (это фактически означало вхождение в две сотни первых в мире летчиков). Лев Мациевич был одним из основателей Украинской революционной партии (вместе с Дмитрием Антоновичем и Михаилом Русовым) - первой политической партии, которая ставила целью обретение независимости Приднепровской Украины. Финансово поддерживал украинское национальное движение. В 1903 году принимал участие в торжествах, посвященных открытию в Полтаве памятника Ивану Котляревскому. Вместе со своим институтским другом Александром Коваленко (тоже офицером Черноморского флота) создал в Народном доме Севастополя самодеятельный рабочий театр с украинским репертуаром, организовывал вечера памяти Тараса Шевченко, что не слишком нравилось российской имперской власти. Среди друзей и знакомых Мациевича были Михаил Коцюбинский, Николай Вороной, Александр Олесь, Борис Лазаревский, Людмила Василевская (Днепровская Чайка), Христина Алчевская, Николай Михновский, Симон Петлюра, Игнат Хоткевич, Николай Левитский. Погиб Лев Мациевич в конце сентября 1910 года во время показательного полета вблизи Санкт-Петербурга на глазах тысяч зрителей. Его хоронил весь Петербург. За гробом шло более 100 тыс. человек. Среди 350-ти венков был венок и от Украинского Общества. Заказанный он был по инициативе старого друга Льва - Симона Петлюры, который и выступил в Обществе на вечере памяти Мациевича. «Он был наш по духу и по крови... Мы должны с чувством глубокого недоумения и гордости почтить память Мациевича и в самом сердце Украины, в Киеве, поставить ему, по крайней мере, бюст... Лев Макарович был наш, украинец, наш сообщник и навеки останется украшением и честью прежде нашей забытой нации», - так отозвался на смерть авиатора Александр Олесь.
Сегодня празднует свой день рождения Орландо Блум (1977), популярный британский актер. Мировую славу снискал благодаря ролям в кинотрилогии «Властелин колец» (2001, 2002, 2003) и его приквела «Хоббит», приключенческом фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» (2003) и его продолжениях «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007). Орландо Блум родился в Кентербери, графство Кент (Великобритания). Необычное имя получил в честь английского композитора XVII века Орландо Гиббонса - родители актера были людьми творческими. Еще маленьким мальчиком Орландо участвовал в школьных спектаклях. Ему нравилась сцена, роли, внимание зала, нравилось учить тексты, сам процесс игры. Поэтому шестнадцатилетним он уехал в Лондон, где провел два сезона, играя на сцене Национального молодежного театра, после чего получил грант на годовое обучение в Британско-американской академии драматического искусства. В 1996 году Блум дебютировал на телевидении в нескольких эпизодах сериала «Несчастный случай», а в 1997 году состоялось его первое появление на киноэкране - в биографической драме «Уайльд» со Стивеном Фраем и Джудом Лоу в главных ролях. После того Блум почти три года продолжал совершенствовать актерское мастерство в Гилдхоллской школе музыки и театра. Затем был кастинг на роль Фарамира во «Властелине колец» - масштабном проекте новозеландского режиссера Питера Джексона. Роль досталась Дэвиду Вене, но Орландо Блума утвердили на роль Леголаса - принца Лесного королевства эльфов. После премьеры фильма Блум проснулся знаменитым. В 2001 году его имя вошло в двадцатку самых популярных запросов в системах поиска Интернета. С тех пор слава не оставляет британца. Хобби актера - экстремальные виды спорта (скайдайвинг, серфинг, прыжки с парапланом, сноубординг), кроме того, он увлекается скульптурой, фотографией и автомобилями; болельщик футбольного клуба «Манчестер Юнайтед». Уже несколько лет подряд Блум является послом фонда ЮНИСЕФ, активно участвует в программах этой международной организации. В апреле 2016 года в качестве посла ЮНИСЕФ Блум посетил Украину и встретился со своими поклонниками, побывав в Святогорске, Краматорске, Славянске, Мариуполе, Киеве и Харькове.
Годовщина смерти:
5 лет назад ушел из жизни Михаил Горынь (1930-2013), известный украинский общественный и политический деятель, правозащитник. В 1962 году сдружился с Иваном Светличным, Иваном Дзюбой, Иваном Драчом и другими представителями национально-освободительного движения. Организовывал распространение политической литературы, которая выдавалась за рубежом, и самиздата. В августе 1965 года арестован по обвинению в проведении антисоветской агитации и пропаганды, а в апреле 1966 осужден на шесть лет лагерей строгого режима. Наказание отбывал в Мордовии. В августе 1978 года вместе с Вячеславом Чорновилом восстановил журнал «Украинский вестник». Михаил Горынь принимал активное участие в деятельности Украинской Хельсинской группы, созданной в 1976 году. Вместе с Чорновилом и своим братом Богданом Горынем разработал «Декларацию принципов Украинского Хельсинского Союза». В сентябре этого же года Михаил организовал и возглавил Рабочую группу защиты украинских политзаключенных, которая вошла в международный комитет защиты политзаключенных. Принимал участие в нескольких совещаниях представителей национально-демократических движений народов СССР. В декабре 1981 года Горыня снова арестовали, а 25 июня осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду и отказ дать показания по делу Ивана Кандыбы» к 10 годам лишения свободы в лагерях особо строгого режима и 5 годам ссылки. Помилован в 1987 году, реабилитирован в 1990. В том же году избран депутатом Верховного Совета УССР, работал в Комиссии по вопросам суверенитета, возглавлял комиссию национальных меньшинств. С мая 1992 года по октябрь 1995 возглавлял Украинскую Республиканскую партию. После распада УРП в 1997 году стал одним из основателей Республиканской Христианской партии. С декабря 1992 возглавлял Конгресс национально-демократических сил. 19 мая 2000 года был избран председателем Украинского Всемирного Координационного Совета.
Неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Витальевича Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека» .
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского , Изабеллы Юрьевой , Вадима Козина , Аллы Баяновой , Александра Галича , Владимира Высоцкого , Виктора Цоя , Александра Башлачёва ...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России ... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России» . Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский» , созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой . А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”» , созданном Сергеем Владимировым . Большую помощь в наполнении web-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной , которая все годы (вплоть до последних дней) методично вела записи выпусков любимой передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с web-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой web-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи web-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, разделены на «кадры» (фрагменты), включающие в себя: чтение автором и ведущим Виктором Витальевичем Татарским письма и музыкальную фонограмму, о которой идёт речь в письме. Фрагменты представлены в той же самой последовательности, какой она была во время выхода этого выпуска в эфир. Тем самым, даже в таком виде сохраняется драматургия каждого выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу. Важно отметить, что в текстовом описании выпусков передачи сведения о названиях, авторах и исполнителях музыкальных произведений могут разниться с информацией, звучащей в аудиозаписи, так как они представлены в уточнённом и дополненном виде.
Архив в web-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке , именного указателя, содержащего информацию о вокалистах , композиторах , поэтах , музыкантах , исполнительских коллективах , списка имён авторов писем во «Встречу с песней», алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи web-архива могут узнать и её создателях , прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче , опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - по словам Виктора Татарского, этой «лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по web-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги) , при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. А для тех, кто желает слушать выпуск непрерывно, целиком, то есть, одним файлом, указана ссылка на сторонний сайт, где он хранится. Кроме того, для удобства поиска по web-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.