Что такое диктатура определение. Что такое диктатура? Понятие, значение, формы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диктатумра (лат. dictatura) -- форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу -- диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»).

Диктатумра с точки зрения политологии -- форма осуществления власти, при которой власть осуществляет своё правление прямым, директивным, путём. Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции -- форма власти -- республика, форма отношения к власти -- демократия, форма осуществления власти -- диктатура.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирование диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики -- консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя -- начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями -- символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально -- «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын -- Тиберий. В дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура -- «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII--VI вв. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции -- из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива -- всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних -- льстец, из диких -- тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания») -- как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

диктатура тоталитарный идеология

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев -- кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опираясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращаясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е -- 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 -- нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны. Последней диктатурой Европы принято считать Республику Беларусь.

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатур сопровождался процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме имеется также понятие диктатуры пролетариата.

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт, принятый в США, фактически дал старт развитию новой неявной формы диктатуры. Этот акт наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, приводимыми в действие по их усмотрению, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

Данный документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.

Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:

· Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

· Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

· При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;

· При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:

· К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

· Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:

· Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;

· После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;

· Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:

· При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;

· Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

· При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;

· Нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:

· Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.

· В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему гармонично развивать качества, необходимые для такой должности.

Адольф Гитлер (1889-1945) германский диктатор.

Ким Ир Сен (1912-1994) вождь Северной Кореи (1948-1994).

Мао Цзэдун (1893-1976) председатель ЦК Коммунистической партии Китая (1943-1976), творец "Культурной революции".

Бенито Муссолини (1883-1945) фашистский диктатор Италии (1922-1943).

Аугусто Пиночет Угарте (1915-2006) чилийский диктатор.

Пол Пот (Салот Сар) (1928-1998) вождь режима кампучийских "красных кхмеров".

Антониу ди Оливейра Салазар (1889-1970) португальский диктатор (1932-1968).

Анастасио Сомоса (1896-1956) никарагуанский диктатор (1937-1947, 1950-1956).

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1878-1953) советский политический и государственный деятель.

Мухаммед Ходжи Сухарто (1921-2008) президент Индонезии (1968-1998).

Франсиско Франко (1892-1975) диктатор Испании.

Энвер Ходжа (1908-1985) государственный и политический деятель Албании.

Саддам Хусейн (1937-2006) президент Ирака (1979-2003).

По данным журнала, сейчас в мире не менее 40 диктаторов, под властью которых живут около 1900 миллионов человек. Большинство из них - лидеры различных африканских стран, но достаточно "популярным" диктаторство оказалось и в пределах бывшего советского пространства, пишет "Обозреватель".

Возглавил же список "худших из худших" лидер Северной Кореи Ким Чен Ир. Как отметили составители рейтинга, Ким сформировал свой культ личности, культивируя при этом политику изоляционизма, что привело к обнищанию его народа, массового голода и заключений сотен тысяч людей в лагерях, при этом как все силы диктатор бросил на проведение ядерной программы.

1. Ким Чен Ир, КНДР (16 лет у власти)

2. Роберт Мугабе, Зимбабве (30 лет у власти)

3. Тан Шве, Бирма (18 лет у власти)

4. Омар Хассан аль-Башир (Судан (21 год у власти)

5. Гурбангулы Бердымухамедов, Туркменистан (4 года у власти)

6. Исайя Афеворк, Эритрея (17 лет у власти)

7. Ислам Каримов, Узбекистан (20 лет у власти)

8. Махмуд Ахмадинежад, Иран (5 лет при власти)

9. Мелес Зенауи, Эфиопия (19 лет у власти)

10. Ху Цзиньтао, Китай (7 лет у власти)

11. Муаммар Каддафи, Ливия (41 год у власти)

12. Башар аль-Асад, Сирия (10 лет у власти)

13. Индрис Деби, Чад (20 лет у власти)

14. Теодоро Обианг Нгема Мбасого, Экваториальная Гвинея (31 год у власти)

15. Хосни Мубарак, Египет (29 лет у власти)

16. Яйя Джамме, Гамбия (16 лет у власти)

17. Уго Чавес, Венесуэла (11 лет у власти)

18. Блез Компаоре, Буркина-Фасо (23 года у власти)

19. Йовери Мусевени, Уганда (24 года у власти)

20. Поль Кагаме, Руанда (10 лет у власти)

21. Рауль Кастро, Куба (2 года при власти)

22. Александр Лукашенко, Беларусь (16 лет у власти)

23. Поль Бийя, Камерун (28 лет у власти)

О формах диктатуры

1. Финансово-олигархическая форма диктатуры. Она часто близка к буржуазной демократии.

2. Партийно-религиозная диктатура. Примеры: диктатура христианства времен инквизиции, фашизм-гитлеризм, «сталинизм», «маоизм» и т.д. Эта форма часто сливается с диктатурой «финансистов» (клан олигархов + клан идеологов или жрецов). Примеры: древнеегипетская диктатура фараонов + жрецы; клан крепостников + РПЦ в царской России.

3. «Императорская» (личная) диктатура. (Ее разновидности: «вождизм», монархия). Но если «монархия» сочетается с Парламентом, то это уже не диктатура, а форма демократии (как в Англии). Ибо в таком варианте «монархия» - это лишь «обрядовость», «маскарад».

4. Разные сочетания указанных выше форм.

Экономика диктатур: клубок противоречий

Диктатура концентрирует государственную власть в руках одного человека или небольшой группы людей. Диктатура любого типа однозначно попирает права человека, однако ее влияние на экономику весьма неоднозначно.

На всем протяжении человеческой истории, начиная с античных философов - до политиков и мыслителей 19-го века, существовали различные, зачастую противоположные, мнения о приемлемости недемократических видов правления. Экономист Лайонел Артидж\Lionel Artige, автор исследования "О Диктатуре, Экономическом Развитии и Стабильности" \On Dictatorship, Economic Development and Stability, отмечает, что практически во всех случаях анализ авторитарных систем правления сводился к рассмотрению лишь политической составляющей диктатуры, а экономические аспекты этого строя игнорировались.

Артидж объясняет это тем, что темпы экономического развития в прошлом были ничтожны и поэтому не заслуживали внимания. Однако после начала "индустриальной революции" уровень жизни многих людей значительно повысился. Именно степень влияния промышленной революции, по мнению Артиджа, предопределила возникновение тех или иных политических режимов в разных странах мира.

Многие экономисты доказали наличие четкой взаимозависимости между типом политического режима и динамикой экономического развития - в качестве критерия они принимали величину дохода на душу населения. Однако до сих пор (первое исследование на эту тему провел известный экономист Сеймур Липсет\Seymour M. Lipset в 1959 году), не удалось установить, каким образом политический режим и экономика влияют друг на друга. Ныне принято считать, что именно политический режим определяет экономическое развитие страны, а не наоборот, хотя такое мнение может считаться субъективным, поскольку статистических данных, доказывающих ее правоту весьма немного.

Исследователи влияния диктатур на экономики вынуждены рассматривать множество противоречивых факторов. Экономический эффект диктатуры крайне противоречив: диктатуры либо порождали тяжелые экономические кризисы, либо оказывались в состоянии сотворить "экономическое чудо". Известно, что в 20 веке диктатуры наиболее многочисленны в беднейших странах мира. Тем не менее, стремительный экономический рост многих стран Юго-Восточной Азии произошел именно в условиях правления диктаторов. Есть теория, что диктатуры реже всего появляются и хуже всего выживают в странах, население которых имеет средний уровень доходов. Однако и у этой теории есть многочисленные критики.

Артидж, проанализировавший историю нескольких десятков диктатур, пришел к выводу, что диктаторы обычно заинтересованы в развитии экономики "своей" страны. Однако цена решений диктаторов чрезвычайно высока - она оказывает прямое и значительное влияние на экономический рост страны. Из-за этого экономические ошибки диктаторов (например, уничтожение или устранение от власти талантливых администраторов, популистские реформы, гигантомания и пр.) наносят колоссальный ущерб. В экономике диктаторы стремятся, прежде всего, устранять угрозы для своего режима. Главными проблемами для них являются массовые волнения населения и заговоры. Для того, чтобы остаться у власти, диктатору надо суметь доказать населению, а особенно приближенным, что государственные перевороты, нестабильность и смена лидера невыгодны для них.

Однозначно доказаны несколько тезисов. Во-первых, в странах, где правят диктаторы, доход на душу населения ниже, чем в странах, где существует демократическая форма правления. Во-вторых, в странах, где правят диктаторские режимы, темпы экономического роста являются либо крайне низкими, либо крайне высокими - в демократиях рост обычно остается на более стабильном среднем уровне. В-третьих, в последние сто лет все случаи массового голода происходили в странах с диктаторской формой правления (автор этой аксиомы Амартья Сен\Amartya Sen, лауреат Нобелевской премии по экономике 1998 года). Тем не менее, до сих пор неясно, что появляется сперва - курица или яйцо: приводит ли диктатура к экономическому отставанию страны, или неблагоприятное положение в экономике порождает тиранов и диктаторов.

Примеры диктаторских экономик: Германия, Северная Корея и Чили

Вне зависимости от существующей в стране политической системы и формы государственного правления, лидерам всех стран приходится решать схожие экономические задачи.

Нацистская Германия.В Германии, к периоду прихода к власти Адольфа Гитлера (1933 год), экономика находилась в плачевном состоянии. Ко времени прихода к власти Гитлера, почти половина трудоспособного населения страны не имела работы. Гитлер наметил ряд экономических целей: уменьшение объемов импорта, сокращение уровня безработицы, реформа системы государственных закупок и т. д. Однако ни одной из целей нацистам достичь не удалось. Государственные расходы намного превышали доходы, государственный долг нацистской Германии к 1939 году (то есть к последнему мирному году в ее истории) достиг 40 млрд. марок. В 1939 году Германия импортировала 33% необходимых ей сырьевых ресурсов.

Вероятно, единственным бесспорным достижением нацистов на экономическом фронте являлось сокращение безработицы. Нацистская пропаганда постоянно использовала термин "экономическое чудо" для описания успехов правления Гитлера. Пропаганда акцентировала внимание именно на уровне безработицы. Так, если в 1933 году безработица составляла 6 млн., то уже в 1934 году эта цифра уменьшилась до 3.3 млн., в 1935 году - до 2.9 млн., в 1936-м - до 2.5 млн., в 1937-м году - до 1.8 млн., в 1938-м году - до 1 млн. К 1939 году количество безработных составляло уже 302 тыс., то есть, число незанятых уменьшилось почти в двадцать раз по сравнению с уровнем 1933 годом. Эта статистика была не вполне честной. Во-первых, в отчетах не учитывались женщины, в том числе и одинокие, многие из которых были вынуждены работать, чтобы прокормить свои семьи. Во-вторых, у безработных не было выбора: нужно было либо соглашаться на любую работу, которую им предлагали власти, либо быть признанными "тунеядцами" и оказаться в концентрационных лагерях. В-третьих, была создана Национальная Трудовая Служба, работники которой должны были выполнять различные виды работ - строительство ирригационных каналов, автомагистралей, озеленение местностей и т.д. Работники Национальной Трудовой Службы жили в особых лагерях, носили полувоенную одежду и получали за свой труд лишь "карманные деньги", что, тем не менее, было лучше, чем оставаться безработными. Оставлять работу можно было лишь с письменного разрешения властей. Все виды забастовок были объявлены вне закона. Рабочие должны были работать по 72 часа в неделю. Тем, не менее, мало кто из работников роптал на свою участь, так как их зарплаты были в десять раз выше пособий по безработице. В-четвертых, уже в 1935 году все евреи были лишены гражданства Германии, поэтому также не учитывались в статистических отчетах по безработице. В-пятых, молодые люди, призванные в вооруженные силы Германии, в то время составляющие 1.4 млн. человек, также выбыли из числа безработных. Для обеспечения германской армии оружием и обмундированием понадобились новые производственные мощности, что позволило уменьшить безработицу, однако реалии были намного скромней данных, использованных нацистскими пропагандистами.

Одним из "козырей" нацистской пропаганды была компания по созданию "народного автомобиля" - Volkswagen. Первая модель Volkswagen стоила 990 марок, что составляло около 35 недельных зарплат среднего работника. Согласно специально созданной схеме, немцы, желавшие приобрести автомобиль, должны были откладывать по 5 марок на специальные накопительные счета. Тем не менее, на практике никто не смог купить машину - все накопленные вкладчиками деньги пошли на военные нужды. С началом Второй Мировой войны программа "народного автомобиля" была заморожена.

Северная Корея. Западные экономисты делят послевоенную (то есть после окончания Корейской войны, проходившей в 1950-1953 годы) экономическую историю КНДР на пять декад: первые два десятилетия сопровождались быстрыми темпами экономического роста и индустриализации, после чего последовали три десятилетия стагнации и кризисов. Начиная с 1960 года, в Северной Корее не было опубликовано ни одного официального статистического отчета об экономике страны, что естественно затрудняет работу иностранных экспертов.

После окончания войны КНДР смогла довольно быстро восстановить свою экономику, сделав основной упор на тяжелую индустрию, включая химическую и машиностроительную промышленность, производство чугуна и стали и т.д. Вплоть до начала 1970-х годов, КНДР опережала Южную Корею по уровню индустриализации и доходу на душу населения. Типичной схемой торговли для КНДР был экспорт минералов и металлов, отчасти вооружений и текстильной продукции, и импортирование нефти, коксующего угля и промышленного оборудования. В 1970-е годы КНДР приобрела у западных компаний ряд современных производств. Однако впоследствии, когда мировая экономика вошла в фазу рецессии, а цены на экспортируемое Северной Кореей минеральное сырье снизились, КНДР оказалась не в состоянии обслуживать свой долг, на то время составлявший около $2 млрд. В отличие от социалистических стран Восточной Европы, КНДР продолжала поддерживать систему полномасштабного планирования. Это привело к стагнации. В 1991 году Москва прекратила оказывать Пхеньяну экономическую помощь и потребовала оплаты своих товаров (прежде всего, энергоносителей) в конвертируемой валюте. Главным спонсором Северной Кореи стал Китай, который согласился предоставлять КНДР нефть и продукты питания по сниженным ценам. Однако в 1994 году Китай также сократил размеры дотаций Северной Корее.

Северная Корея не имеет своих запасов нефти и газа и зависит от импорта, который по "братским ценам" ранее обеспечивали СССР и Китай. Пик потребления нефти КНДР пришелся на 1988 год и составил 23 млн. баррелей - прекращение советских поставок и сокращение китайского экспорта снизили количество импортируемой КНДР нефти до 4 млн. баррелей к 1997 году. Несмотря на то, что КНДР имеет значительные запасы каменного угля, низкий технологический уровень не дает возможности организовать его добычу в необходимых масштабах.

Пахотные земли составляют лишь 14% от всей территории Северной Кореи. КНДР стремилась к самодостаточности в производстве продуктов питания, однако хищническое возделывание почв привело к их истощению, активное использование химических удобрений - к окислению почвы, а неэффективное террасирование - к эрозии. Ситуацию усугубили стихийные бедствия. Сильнейший град 1994 года, наводнения 1994 и 1995 годов, засуха 1997 года окончательно разрушили сельское хозяйство Северной Кореи, в стране начался голод, в результате которого погибло более 1 млн. человек (точные данные неизвестны). В 1995 году Северная Корея впервые обратилась за международной помощью.

В последние годы в Северной Корее было создано несколько свободных экономических зон. Однако их успехи весьма скромны.

Чили. Политическую систему, которая была создана генералом Аугусто Пиночетом, совершившим государственный переворот в 1973 году (этот режим просуществовал до 1990-го года), принято называть "классическим образцом военной диктатуры правых сил". Режим Пиночета многие называли фашистским. Однако, нацисты в Германии и фашисты в Италии 1930-х годов были сторонниками активного вмешательства государства в экономику, тогда как Пиночет выступал за свободу экономической деятельности.

Стратегия развития, которая взяла на вооружение хунта Пиночета, была основана на принципе невмешательства государства в экономку, ее открытия для внешней торговли и иностранного капитала. Подобные взгляды иногда называют "монетаристскими". Монетаризм ассоциируется с группой сторонников консервативной экономики, называемой иначе Чикагской Школой, во главе которой стоял знаменитый экономист Милтон Фридман\Milton Friedman, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года. Так называемые "чикагские мальчики" - молодые экономисты, призванные восстановить экономику Чили - начали крупномасштабную приватизацию чилийской экономики. Они стремились контролировать инфляцию путем сдерживания общего уровня заработных плат. Если с первой задачей "чикагским мальчикам" удалось справиться, то со сдерживанием инфляции дело пошло не совсем удачно. В период с 1974 по 1976 годы ежегодный уровень инфляции составлял 200-300%, в первую очередь из-за резкого роста цен на импортируемую нефть. В данных условиях сдерживание зарплат на низком уровне означало ухудшение благосостояния рядовых чилийцев. В первые четыре года диктатуры Пиночета расходы на социальное страхование, здравоохранение и образование были сокращены на 40%.

Результаты влияния Пиночета на экономику Чили довольно противоречивы. После переворота хунте потребовалось целых пять лет для того, чтобы восстановить экономику и вернуть ее к показателям "допутчевого" 1972 года. Однако в 1978-1980-е годы экономический рост был впечатляющим, составив 8% в год. Потом вновь последовал период рецессии, когда показатели роста начали снижаться. После 1986 года рост чилийской экономики составлял 5-6% в год, повысившись до 9.3% в 1989. В среднем, экономический рост в период 1973-1988 годов составлял скромные 2%. Многие экономисты объясняют это неэффективным инвестированием, так как львиная доля инвестиций направлялась либо в недвижимость, либо в спекулятивные сделки. Среди положительных изменений принято указывать рост объемов чилийского экспорта на 400% с 1973 года и уменьшение зависимости Чили от импорта металлов.

Кроме того, количество личных автомобилей в Чили увеличилось в три раза по сравнению с 1970-м годом - это косвенное свидетельство того, что, по крайней мере, часть чилийского общества выиграла от действий Пиночета. Тем не менее, уровень жизни большинства чилийцев снизился. Чилийцы даже стали хуже питаться. Резко выросло расслоение общества: в 1988 году 20% самых богатых людей Чили контролировали 60% национального дохода, тогда как в 1978 году данный показатель составлял 51%. Еще одним неблагоприятным последствием экономической политики Пиночета явилось образование огромного внешнего долга Чили, который к 1990 году составил $17 млрд.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика тоталитаризма как политического феномена ХХ века. Ознакомление с типологией авторитарных политических режимов: олигархические, диктаторские, прямо- и непрямопредставительские. Рассмотрение критериев и теоретических моделей демократии.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении и их равенством перед законом. Формы реализации демократии. Ограничение произвола и злоупотреблений властью. Демократия и диктаторские режимы. Партии Германия 20-30 х годов.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

    реферат , добавлен 24.05.2013

    Поражение фашистской Германии во Второй мировой войне. Возникновение радикальных политических организаций как правого, так и левого толка. "Немецкое сообщество" Августа Наусляйтера. Идеологические наследники НСДАП. Деятельность Адольфа фон Таддена.

    реферат , добавлен 27.07.2015

    Авторитарный режим как форма правления политической диктатуры. Описание условий, в результате которых зарождаются авторитарные режимы. Виды военных режимов и практические примеры военного правления. Характеристика политических режимов в современном мире.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Сравнение двух противоположных политических режимов - демократии и диктатуры. Идейные истоки и социальные предпосылки тоталитаризма. Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2010

    Характеристика основных форм осуществления государственной власти (политических режимов). Признаки диктатуры, тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Идеология разных политических режимов, наличие или отсутствие демократических свобод.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Теоретические основы тоталитаризма как особого общественно-политического феномена. Определенные черты сходства в методах политической борьбы, захвата и реализации власти нацистов и большевиков. Противоположность тоталитарных режимов СССР и Германии.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Сравнительная характеристика тоталитарных и авторитарных режимов. Их основные различия и сходства. Типология тоталитарных режимов в зависимости от формы социального контроля. Основные виды однопартийных режимов. Отличительные черты корпоратизма.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Причины возникновения и условия формирования тоталитаризма. Установление личной диктатуры. Контроль за свободой мысли, подавление инакомыслия. Разрушение гражданского общества. Деформация политического сознания. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма.

Термин «диктатура» (от лат. dictatur - неограниченная власть) позволяет содержательно охарактеризовать режимы, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено - не более 6 месяцев (semestris dictatoria ), но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений, т. е. до окончания формального срока полномочий. Первыми диктаторами Древнего Рима считаются Т. Ларций (498 г. до н. э.) и М. Рутий (356 г. до н. э.). Диктатуры Суллы и Цезаря носили уже более «современный характер», были по существу бессрочной узурпацией власти. К древним формам диктатуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Тирании чаще всего возникали в «смутные времена», когда власть захватывал удачливый и жестокий военачальник. Провозглашаемое им правление опиралось на прямое насилие и подавление народа. Власть тирана по существу оказывалась неограниченной. Под олигархией в Древней Греции понимали власть небольшой группы наиболее богатых и привилегированных людей. В отличие от тирании, деспотизм, наиболее распространенный на Древнем Востоке, опирался на существующие общинные и религиозные традиции. Власть деспота и подчиняющегося ему государственного аппарата и чиновничества были ограничены этими традициями. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной религиозной группы; абсолютистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках монарха. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Символика (Плакат советского периода)

В 1956 г. американские политологи - К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

    Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. - подчинены идеологии.

    Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. Населению отводится роль поддержки «генеральной линии» партии.

    Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.

    Монополия партии на средства массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др.

    Монополия на средства вооруженной борьбы. Господствующая партия монополизирует контроль над силовыми структурами государства - армией, полицией, спецслужбами. Происходит политизация этих структур и их использование в политических целях.

    Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

З. Бжезинский

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два - официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение же тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

Северная Корея

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это реакция общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт).

Х. Арендт

Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма: «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

    монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;

    полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

    сильно централизованная монистическая структура власти;

    сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

    отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

    отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

    активное использование силовых структур для удержания власти.

Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия государства распространяется исключительно на политическую сферу, в которой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конкуренция.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода Средневековья и Нового времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Причинами воспроизводства авторитаризма являются: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; в) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; г) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; д) экономическая отсталость; е) неразвитость гражданского общества; ж) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Военные режимы - разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. Таковы режимы генерала Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде. Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами.

Социальной предпосылкой военных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого, сформулированные Д. Раппопортом, сводятся к следующему: 1) отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок относительно «правил игры»; 2) острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами; 3) резкая социальная поляризация общества; 4) низкий уровень легитимности и институционализации власти.

Военный переворот 2

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Подобные режимы существовали во многих странах Африки, Востока, Латинской Америки. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность. Для них характерны хроническая инфляция, экономическая неуправляемость, политическая коррупция. Чаще всего военным режимам не удается мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией и легитимацией власти. Политологи отмечают, что наиболее слабыми местами этого режима, наряду с неэффективностью и нелегитимностью, является административный стиль принятия решений.

Разновидностью военного режима считается авторитарно-бюрократический режим . Его особенности были подробно проанализированы Г. О’Доннеллом. С его точки зрения, власть при бюрократически авторитарном режиме осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил: бюрократии, преобладающее место в которой занимают технократы; национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие национальные компании и одновременно связанной с международным капиталом, и военных. Указанный режим выдвигает две главные цели: восстановление порядка и стабильности в обществе и нормализацию экономической жизни. Для достижения поставленных задач применяются разнообразные методы: исключение масс из политической жизни и понижение социальной и политической активности до минимума путем ликвидации гражданских и политических прав, «перекрытия» всех каналов представительства социальных интересов; «оздоровление» экономики с помощью «шокотерапии» - резкого сокращения государственных дотаций в убыточных секторах экономики, массового банкротства нерентабельных предприятий, активной приватизации государственной собственности, урезания социальных расходов; насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому при бюрократическом авторитаризме исключительную роль играют армия и спецслужбы. Бюрократический авторитаризм сохраняется до тех пор, пока существует правящий блок. По мере укрепления национальной буржуазии и стабилизации экономики политический союз правящих сил начинает распадаться, армия «уходит в казармы», наступает период либерализации. В качестве примера бюрократического авторитаризма можно привести пиночетовский режим в Чили.

А. Пиночет и С. Альенде

Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризуется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных национальных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система. Примером современного олигархического режима может служить правление в Колумбии, где начиная с 1957 г. две партии - консервативная и либеральная - договаривались о распределении государственных постов и проведении на выборах определенной кандидатуры президента. Социальной основой современного олигархического режима являются социально и политически пассивные слои населения. Т. к. законодательные органы создаются «сверху», они не имеют массовой поддержки и нелегитимны в глазах народа. Экономическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов и развивая сырьедобывающие отрасли, экономическая элита практически не проявляет интереса к развитию национального производства. Социальным результатом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения: дифференциация общества на нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство. Глубокое недовольство, охватывающее широкие слои населения, служит хорошей почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массовых антиправительственных действий под руководством военно-политических и повстанческих организаций. Парадоксальность таких движений состоит в том, что направленные против «демократии меньшинства», они одновременно выступают против тех институтов, которые на Западе являются неотъемлемой частью демократии (прежде всего против парламентов). Следствием нестабильности олигархических режимов являются военные перевороты или гражданские войны.

Популистский , илимобилизационный ,режим основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию. Такая партия, как правило, возглавляется харизматическим лидером. В отличии от тоталитаризма, популистский режим опирается не на идеологию, а на национализм. Он в большей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Средствами легитимизации власти, используемых популистским режимом, являются: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание «маленьких людей»; сплочение общества перед лицом «международного империализма» и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку в средних слоях, не испытывающих симпатии к олигархии. Специфическая черта популистского режима - усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни - отражает патерналистские ожидания самых широких народных масс. Основу социального блока правящих сил составляют этатистски ориентированныеcслои и крупная промышленная буржуазия, политическими конкурентами которых являются, с одной стороны, олигархия, а с другой - либерально-демократические силы. Этатистская политика правящей элиты рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики. Яркими примерами могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте, Каддафи в Ливии.

М. Каддафи

Многие политологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разновидности авторитаризм развития, главными чертами которого являются, в отличие от «традиционного», не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером такого рода режима может быть современный Китай, Южная Корея 1970–1980-х гг., Таиланд и др.

Понятие политического режима - одно из основных в общепринятой политологии. Любая политическая власть имеет свои характерные черты и особенности. Реализация власти осуществляется посредством определённых методов и средств.

Политический режим

В разные исторические периоды государственная власть может иметь отличные формы политического режима. От них зависят механизмы взаимодействия общества и государства между собой, методы политического управления страной, объём прав, свобод и обязанностей граждан.

Редко можно встретить какой-либо политический режим в чистом виде. Об этом свидетельствует история СССР, когда под маской народовластия долгое время функционировала жёсткая диктатура власти. В наше время в ряде стран наблюдается аналогичная ситуация, в том числе и диктатура на фоне демократии.

Признаки политического режима

Основными чертами, характеризующими политический режим, являются:

  • - принципы, на основании которых действуют институты власти;
  • - политические цели;
  • - способы и механизмы достижения политических целей.

Характер политического режима страны напрямую связан с историческим развитием государства, традициями народа, уровнем политической осведомлённости и культуры. Не зря говорят: «Народ имеет ту власть, которую он заслуживает». Именно эта фраза хорошо иллюстрирует случаи узурпации власти одним человеком или группой лиц (так называемой политической элитой). По сути, сам народ позволяет диктатору занять то место, на котором он находится.

Что такое диктатура, на себе прочувствовали граждане многих государств, и порой не раз. Как правило, цикл тоталитарных режимов имеет тенденцию повторяться именно в странах с неизменной политической культурой.

Формы режимов

Политический режим - это отражение обстановки, царящей в обществе, характеризующейся объёмом участия граждан в осуществлении государственной власти. Политологи выделяют два основных вида

  1. Демократический.
  2. Недемократический (диктаторский).

Окончательно уничтожить режим диктатуры можно исключительно с помощью демократических институтов и вовлечения народонаселения страны в прозрачные информационные отношения. Важное значение для наличия «здоровой» власти имеет политическая культура общества, самоуважение и рост социальной ответственности.

лат. dictatura - неогранич. власть) - 1) Система политич. господства к.-л. класса. Все формы политич. господства эксплуататорских классов основаны на подавлении большинства населения (трудящихся) эксплуататорским меньшинством и, следовательно, всякое государство в обществе с антагонистич. классами представляет собой орган Д. господствующего класса. При этом форма гос. власти не меняет ее клас. сущности. Так, любое бурж. гос-во - будь оно монархич., респ. или фашистским - представляет собой Д. буржуазии. Однако если в рабовладельч. и феод. гос-вах Д. господств. классов выступает в б. или м. отчетливом, неприкрытом виде, то Д. буржуазии часто маскируется разл. фикциями формальной демократии. На этом основании бурж. и правосоциалистич. теоретики, пытаясь завуалировать клас. сущность бурж. гос-ва, пытаются противопоставить Д. демократию, отрицают возможность Д. класса, утверждая, что Д. может быть только личной - одного лица или небольшой группы лиц. Уничтожающая критика бурж.-реформистского толкования понятия "Д." дана Лениным в работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (см. Соч., т. 28, с. 207-302). От Д. эксплуататорских классов коренным образом отличается по своему клас. содержанию Д. пролетариата, необходимая в переходный период от капитализма к социализму (см. в ст. Диктатура пролетариата). 2) Особый способ осуществления гос. власти путем непосредств. применения вооруж. силы, связанный с периодами крайнего обострения клас. борьбы. Бывает двух видов: Д., направленная на выполнение задач революции и осуществляемая представителями прогрессивных революц. классов (напр., якобинская диктатура 1793-94 во Франции, пролетарская Д. после Окт. революции 1917 в России), и реакционная, контрреволюционная Д., направленная на подавление революц. сил и осуществляемая представителями реакц. классов, напр. диктатура Кавеньяка во Франции в 1848, Тьера, подавившего Парижскую Коммуну 1871, фаш. Д. в Германии (1933-45), Италии (1922-43), Испании, Португалии (см. Фашизм). Лит. см. при ст. Государство, Диктатура пролетариата.

Диктатура – форма государственного устройства, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее. Ее суть отражена уже в самом термине "диктатура", который происходит от лат. dictatur , что означает "неограниченная власть".

В широком смысле слова под диктатурой подразумевается жесткая авторитарная или тоталитарная власть, не несущая ответственности перед гражданами данного государства. Диктатура – это монократия, которая в важнейших аспектах политической самоорганизации общества является антиподом демократии. Диктаторские режимы при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии.

Не допуская или существенно ограничивая оппозицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе конкуренции различных политических сил, либо заменяют их выборами плебисцитарного характера с одним безальтернативным кандидатом, где результаты заранее известны. Для них характерно отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина – разделения властей, реального представительства народа в органах государственной власти и других демократических принципов и норм государственного устройства.

Диктатура, равно как и демократия, воплощается в жизнь в различных формах, ее можно обнаружить во всех цивилизациях и исторических эпохах. Уже с древнейших времен как на Востоке, так и на Западе существовали различные ее формы, такие как древневосточные деспотии, тирании античной Греции, абсолютные монархии Средних веков, самодержавие в России и т.д. В марксизме-ленинизме, служившем идеологической основой политического режима в СССР, использовалось понятие "диктатура пролетариата" для обозначения формы власти советского государства.

В наши дни политические системы диктаторского типа существуют в двух формах: авторитаризм и тоталитаризм. Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, в ряде аспектов они значительно отличаются друг от друга. Для авторитаризма характерны доминирование государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает той жесткости и всеохватности, которые характерны для тоталитаризма.

Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но, в отличие от тоталитаризма, не уничтожает его. Может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. В ряде случаев формально функционируют парламент и политические партии, но их деятельность находится под строгим контролем государства. В наиболее "либеральных" авторитарных режимах допускается "дозированное" инакомыслие, сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия.

Существует множество типов авторитарных режимов. В основном они распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, реже – в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских выступлений середины 1970-х гг.), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран.

Авторитаризм утверждается в результате выдвижения на господствующие позиции национальной компрадорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др.

В большинстве случаев главной опорой режима служит армия. В развивающихся странах большое распространение получил режим военной диктатуры, когда власть захватывают, как правило, путем военных переворотов. Этот тип представлен, например, военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом "черных полковников" в Греции в середине 1960-х гг, существовавшим до середины 1970-х гг.

В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме и авторитарными по содержанию. Это так называемые абсолютные монархии, характеризующиеся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха. Они основаны на принципе наследования власти при отсутствии каких-либо законных способов лишения правителя властных полномочий. Такие режимы преобладают в исламских государствах Большого Ближнего Востока.

Можно выделить также режимы с большей либо меньшей жесткостью, или "либеральностью", в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отличалась от авторитарного режима Чои Ду Хвана в Южной Корее (занимал пост президента республики в 1980–1988 гг.) более откровенной опорой на репрессивный аппарат, большей интенсивностью террора и подавления и др.

В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки различается также "авторитаризм развития". В данном случае политическая модернизация с уклоном па профессионализацию, демократизацию, разделение властей и т.д. идет медленно и с теми или иными трудностями. Здесь "авторитаризм развития" постепенно эволюционирует в сторону парламентаризма и демократии.

Существуют своего рода гибридные режимы, в которых органически сочетаются элементы как тоталитаризма, так и авторитаризма. К ним, как правило, относят франкистский режим в Испании и салазаровский в Португалии, просуществовавшие с 30-х гг. XX в. до демократических революций середины 70-х гг. Некоторые авторы (например, М. Дюверже) не без оснований называли их псевдофашистскими.

В XX в. важнейшие признаки политической системы диктаторского типа проявились в чисто тоталитарных режимах. В политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы соответственно в Италии и Германии на правом фланге идейнополитического спектра, а также большевистский в СССР – на его левом фланге (во всяком случае, в период господства сталинизма).

Фагиизм (итал. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение) представляет собой одно из главных течений общественно-политической мысли и социально-политическое движение, получившие широкое распространение в странах Европы в 20–40-х гг. XX в. Основную роль в разработке, распространении и реализации идей, принципов и ценностей фашизма внесли граф Ж. А. де Гобино, X. Чемберлен, Г. д"Аннунцио, Дж. Джентиле, А. Розенберг, Й. Геббельс и, конечно, Б. Муссолини и А. Гитлер.

Наиболее законченное выражение эти идеи и концепции получили в итальянском фашизме и германском национал-социализме, воплотившихся в соответствующих политических режимах сначала в Италии, а затем в Германии. Между ними располагались переходные или гибридные режимы генерала Франко в Испании, Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии.

В фашизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории используется своеобразно трактуемая идея нации, или национализм, который в германской версии фашизма – национал-социализме приобрел форму расизма. В нем было достигнуто слияние крайних форм национализма с отдельными своеобразно трактуемыми элементами социализма, что и дало основание А. Гитлеру и его сподвижникам говорить о национал-социализме.

С самого начала фашизм рассматривал нацию как некий синтез всех без исключения материальных и духовных ценностей и как таковой пользующийся приоритетом перед отдельным индивидом, группами, слоями, классами. Как утверждал Гитлер, определяющее значение имеет "осуществление волеизъявления нации, ибо только это волеизъявление может быть исходной точкой для политических выступлений". В отличие от "буржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения", откровенничал он, идея национал-социалистического "народного государства" оценивает "значение человечества в его базовых расовых терминах". Наиболее законченное выражение эта установка нашла в антисемитизме.

Фашисты отвергали какие бы то ни было ограничения на власть государства. Оно но своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Все внутри государства, ничего вне государства, и ничего против государства".

Фашизм и большевизм имеют как точки соприкосновения концептуального и типологического характера, так и серьезные расхождения. Бросается в глаза изначальная несовместимость их идеологий. Здесь достаточно упомянуть такие дихотомические пары, как интернационализм – национализм, теория классовой борьбы – национально-расовая идея, материализм – идеализм, с помощью которых определяется противостояние марксизма-ленинизма и фашизма.

Если в марксизме-ленинизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории брался класс, то в фашизме в качестве такового служила нация. Первый отдавал моральный и теоретический приоритет концепции класса, а второй – концепции нации и даже расы. В результате место марксистских понятий "прибавочная стоимость" и "классовая борьба" в национал-социализме заняли понятия "кровь" и "раса".

Фашисты и национал-социалисты как в теории, так и на практике отводили решающую роль политике и идеологии, они сохранили частную собственность на средства производства и рыночные механизмы функционирования экономики. Большевики же, которые в теории определяющую роль отводили базису, или экономике, пошли по пути полного обобществления средств производства. Если большевики уничтожили рынок, то национал-социалисты его оседлали, приручили.

Марксизм-ленинизм в теории руководствовался коммунистическим идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя. Однако проблема состоит в том, что для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные средства. В этом контексте величайшая ошибка большевиков состояла в том, что они дискредитировали великий коммунистический идеал.

При всем том неоспорим факт близости и определенного родства фашизма и большевизма по целому ряду параметров. Это, в частности, единая, всеохватывающая цель (хотя она существенно различается по своему содержанию); господство одной-единственной революционной партии нового типа; моноидеология, отвергающая другие идеологии; сходные средства и методы достижения идеальных целей; слияние в единое целое партии, государства и общества; политизация всех без исключения сфер жизни; физический и моральный террор и т.д.

Именно эти характеристики позволяют оценивать и фашизм в разных его вариантах, и марксизм-ленинизм в его большевистской интерпретации как два противоположных проявления или два альтернативных (правый и левый) варианта особого общественно-исторического феномена – тоталитаризма.

При этом нельзя забывать, что сами тоталитарные режимы были подвержены определенным изменениям. В Советском Союзе о более или менее чисто тоталитарном режиме, по-видимому, корректно говорить применительно к сталинскому режиму, охватывающему период с конца 1920-х до первой половины 1950-х гг. В последующие же годы имела место постепенная либерализация режима в плане отказа от наиболее жестких форм контроля над умами людей, а также от явного террора.