Афонское подворье на таганке. Расписание богослужений

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 396-398

Церковь Великомученика Никиты за Яузой на Швивой (Вшивой) горке

Гончарная ул., 6

"Название происходит не от слова "вошь", а от древнерусского "ушь" - терние, волчок, - то есть "горка, покрытая сорной травою".

"Построена в 1595 г. Колокольня XVII в. Верх главного купола и глава южного придела XVIII в.".

"Придел Благовещения, новый, теплый, с юга, 1684 г.

К тому же времени следует отнести колокольню с севера и узкий западный притвор. В 1740-е гг. происходило большое обновление - внутри к этим годам принадлежит главный иконостас и устроение придела Онуфрия Великого и Петра Афонского. В 1878 г. архитектором А. П. Поповым на средства Кудряшевых пристроен северный придел св. Ольги в стиле XVII в. В 1900 г. весь храм сделан теплым. В нем хранилось много древних замечательных икон, шитые хоругви середины XVII в., пожертвованные князем И. А. Воротынским, древняя плащаница, шитые поручи и епитрахиль".

"На Вшивой горке стоит церковь Никиты мученика, представляющая собой комплекс трех церковных зданий XVI, XVII и XVIII вв. и шатровой колокольни XVII в. Церковь была каменной уже в начале XVI в., ибо в Никоновской летописи под 1534 г. говорится, что грозой была пробита ее каменная стена".

"Еще под 1476 г. в летописи сообщалось о церкви Никиты "иже за Яузою". Однако из этой записи нельзя сделать вывод, что речь идет о каменном храме. Летописное известие 1533 г. отмечает, что ударом молнии у церкви "прошибе стену и у деисуса попали злато". Поскольку здесь не говорится о пожаре, можно думать, что церковь была уже каменной. Существующий храм сохранил вкладную плиту с надписью о постройке храма в 1595 г. московским торговым человеком Саввой Емельяновым сыном Вагиным. Наружные формы храма не противоречат этой дате. Спокойно вздымаются полукружия закомар-кокошников, над которыми высится сравнительно небольшая главка. Тонкие по формам членения стен и профилировка карнизов и архивольтов также указывают на время Бориса Годунова, когда получили распространение мелкие профили, появившиеся в русской архитектуре еще в начале XVI в. Древнейшая часть храма - одностолпный подклет - сохранила великолепную по техническому исполнению кладку из мелкого "алевизовского" кирпича, введенного в обиход в первые десятилетия этого века. Наличие в кладке белого камня, а также лопаток на абсиде заставляет думать, что Савва Вагин лишь перестроил ранее существовавший каменный храм. В 1684-1685 гг. к церкви с юга был пристроен новый придел, а с северо-запада в то же время небольшая колокольня. Особенно красиво открытое западное гульбище-терраса, выходящее в сторону Москва-реки. Обращает на себя внимание и красивый по рисунку керамический портал. Крупные детали, убранства придела XVII в., видимо, сделаны с расчетом на их дальнее обозрение. Северный же портал, поражающий тонкостью и узорочностью своих белокаменных и керамических деталей, рассчитан на более близкую точку зрения. Это один из интереснейших памятников архитектуры старой Москвы".

У храма был большой погост.

"Здание церкви Никиты-мученика было тщательно исследовано в 1947 г. М. Г. Рабиновичем, установившим, что оно построено ранее 1595 г. - общепринятой даты возведения церкви. Древнейшая часть здания - центральный объем с позакомарным покрытием и шлемовидной главой - относится к началу XVI в. Она была перестроена купцом С. Вагиным в 1595 г. Летопись называет также имя боярина Дмитрия Годунова, "по челобитью" которого "поставлен храм каменной на Москве за Яузой".

В 1685 г. с юга к церкви был пристроен Благовещенский придел. К тому же времени относится и шатровая колокольня. Северный придел построен в 1878 г. архитектором А. П. Поповым".

"В конце мая 1935 г. директор Института литературы им. Горького И. Луппол просил президиум ВЦИК оформить постановлением закрытие и снос храма под новое здание. Председатель Комитета по охране памятников Ф. Кон заверил, что "препятствий к сносу не будет". Может, кто-нибудь знает, что же в конце концов сохранило его для нас?".

До реставрации, по воспоминаниям московских старожилов, храм окрашивался в традиционный малиновый цвет с белыми деталями декора (ныне он весь побелен). С гульбища, которое до реставрации было крытой галереей, открывался великолепный вид на Кремль (ныне полностью закрыт новым высотным домом на Котельнической набережной). Места тут очень ценились в дни иллюминаций Кремля и заранее раскупались.

"Врата и ограда середины XVIII в. сломаны в 1930-х гг.".

Храм закрыт после 1917 г. Реставрировался в 1958-1960 гг., архитектор Л. Давид. "Рабочие, производившие ремонт, шутили, что чинят храм из-за того, что он тезоименитен Хрущеву. Кресты и купола покрасили серой краской, стены побелили; ограды нет. Внутри помещается склад студии "Диафильм". Возле храма деревянным забором отгорожен дворик, где свалена тара: ящики, банки и проч." (М. Л. Богоявленский, 1960-е гг.). До реставрации внутри был склад стеклотары.

В 1970-е гг. внешне реставрировался южный придел, внутри вплоть до 1990 г. размещалась та же студия "Диафильм" Госкино СССР.

"Церковь Никиты за Яузой, 1595 г. на подклете начала XVI в., с колокольней середины XVII в., 1684-1685 гг.; XX в. - стоит на государственной охране № 73".

В 1991 г. храм вновь открыт и в нем возрождено подворье афонского Пантелеймоновского монастыря; общине передан и церковный дом по Гончарной ул., 6.

Александровский, № 34.

Рукопись Александровского, № 78.

Сытин. С. 448.

Ильин М. Москва. М., 1970. С. 105-107.

Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 232.

Материалы. С. 825.

И-н Н. О храме муч. Никиты на Швивой горке // Современные известия. 1874. № 67.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973 (фото № 116 и текст).

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1970. С. 85.

Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 270-271.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 292, 302-303.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Милостью Божией в ночь с субботы на воскресенье довелось мне побывать на Всенощной в Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве. Подворье – это тот же самый монастырь, но как бы его филиал. Вы наверняка знаете, что на Святую гору Афон женщин не пускают в принципе. И даже не только в монастыри Афона, которых два десятка, но даже не разрешают спуститься с корабля. По преданию, гора Афон – это земной удел Божией Матери и по завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может находиться на этой земле. Так что побывать в Афонском Пантелеймоновом монастыре, принадлежащем Русской Православной Церкви женщине почти невозможно. Почему почти? Да потому, что в Московское Подворье этого монастыря пускают всех.

Правда правила посещения Подворья довольно строги даже по сравнению с другими монастырями. Фото и видеосъемка запрещены не только в Соборе, но и на всей территории Монастырского Подворья, для разговора по мобильному телефону придется выйти за монастырские стены. Ну, и конечно женщины допускаются сюда только в головных уборах и закрытых ниже локтя длинных платьях без декольте. Казалось бы, зачем такие строгости? Но именно совокупность этих правил позволяет отрешиться от бытовой суеты и почувствовать присутствие Божие совсем рядом с собой. Кроме того, такие правила почти автоматически отсекают любопытных зевах и вездесущих туристов с фотоаппаратами. Ведь для мирян доступна совсем небольшая территория монастыря.

А теперь о главном, о том почему, несмотря на все эти сложности, люди стремятся сюда попасть. Сейчас не только во многих Храмах, но даже и в монастырях службы сокращаются из-за слабости мирян. Афонское Подворье Пантелеймонова монастыря одно из редких мест, где в выходной день можно побывать на службе без сокращений, которая служится так, как это было задумано от начала. Тут Всенощное бдение начинается в десять вечера и продолжается всю ночь, плавно перетекая в Божественную Литургию, которая заканчивается около семи утра. Да, даже просто физически побывать на службе, которая длится более восьми часов не просто, но после нее ты выходишь совершенно обновленный, с просветленной, отмытой общей молитвой душой. И это не пафосные слова, а самая настоящая правда. Другой вопрос, что решиться на такой подвиг может не всякий. Но я так скажу, с собой можно взять стульчик, а в Соборе есть скамейки. Так что устав стоять можно и посидеть. Все всё понимают.

Больше всего меня поразила даже не удивительная архитектура монастыря, как будто перенесенного прямо из Греции, а непередаваемая совершенно потрясающая атмосфера. Почти вся служба проходит без дополнительного освещения, только при свете свечей. Конечно, во время Причастия, зажигают Паникадило, но в остальное время в Храме царит полумрак. В теплом мерцающем свете свечей слышится тихий голос священника, невероятно мягкими бархатными голосами поет мужской монастырский хор, а повернувшийся к мирянам регент руководит молящимися в Храме людьми. Только тут я увидела и поняла, что означает призыв: «Миром Господу помолимся». Тут миряне поют не только молитвы «Отче наш» и «Символ веры», но и большинство других молитвословий. Для меня это было удивительно и мне повезло, что я взяла с собой специальную книжку по Всенощной и Литургии, в которой есть все песнопения, исполняемые обычно хором, а не мирянами. Исповедь тут принимают почти всю ночь сразу несколько иеромонахов. Все происходит без суеты и торопливости, и кажется, что батюшка даже сочувствует и жалеет тебя, помогая открыть душу Господу и покаяться. Записки тут принимают как для молитв в Московском Подворье, так и для передачи на Афон. Во дворе, прямо у входа в Собор есть беседка, в которой можно налить с собой или попить освященной воды. Рядом с беседкой – скамеечки. В дневное время в башенках монастырской ограды работают церковные лавки, а во время ночной службы – свечная лавка в Соборе. Если Вы человек крещеный, то хотя бы однажды тут побывать обязательно нужно. Уточнять начало служб в будни нужно по телефону, т.к. сайта у монастыря нет.

Храм Святого Великомученника Никиты
Храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой
Москва, улица Гончарная, 6.метро: «Таганская».Год постройки: 1595
Храм на этом месте известен из летописи с 1476 г. Существующий каменный храм построен в 1586 г. или 1595 г., колокольня и южный придел Благовещения пристроены в 1684–1685 гг. Придел прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского — в 1740 г. Придел равноап. вел. кн. Ольги — в 1878 году (архитектор А. М. Попов).
В 1936 г. храм был закрыт и использован под склад.

Описание и Фото!


Богослужения возобновлены 7 января 1992 г.


Храм Апостола Андрея Первозванного
Престолы: главный — св. вмч. Никиты, приделы Благовещения Пресвятой Богородицы, равноап. кн. Ольги, прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Святыни: икона вмч. Пантелеимона сл св. мощами, икона прп. Силуана Афонского со св. мощами, икона свт. Феофана Затворника со св. мощами.В настоящее время создана монастырская библиотека и издательство. Работает воскресная школа.
Впервые упоминается под 1476. Ныне существующий бесстолпный кубический одноглавый храм постройки 1595 с включением частей каменной церкви 1-й пол. XVI в. Южный придел Благовещения Богородицы с трехчастной апсидой и трапезной пристроен в 1684-85 гг. Шатровая колокольня соответствует формам 2-й четв. XVII в. Храм перестроен в сер. XVIII в., получил барочное завершение. Того же времени западный двухэтажный притвор.
Придел Онуфрия Великого и Петра Афонского освящен в 1740. Северный придел кн. Ольги в стиле XVII в. выстроен в 1878-80 гг.
Храм закрыт в 1936. Реставрировался в 1958-60.


Часовня Преподобного Силуана Афонского


Часовня Святого Великомученника Пантелеимона

Богослужения возобновлены в 1992, тогда же при храме учреждено Подворье Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Службы по афонскому уставу. В 1996 территория окружена новой оградой со Святыми воротами, при которых позже освящены две часовни.
Отдельно стоит сказать несколько слов о двояком написании - "швивая/вшивая горка". Даже по сей день в разных источниках местность именуется по-разному. Существует две версии. Первая версия гласит: первоначальное, историческое название - "вшивая горка". Однако здесь не стоит усматривать какого-либо оскорбительного подтекста. Дело в том, что слово "вши" на Руси являлось синонимом слова "насекомое". Им называли не только собственно вшей, но и любых других насекомых, например, муравьев. А холм, на котором расположена церковь, был густо усеян муравейниками. Позднее, дабы убрать из названия неблагозвучность, горку стали именовать "швивой". По второй версии, местность вокруг церкви заселяли в основном ремесленники, занимающиеся шитьем и вышивкой. И слово "швивая" происходит от слова "швея". В 1992-м году в Москве было организовано Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и местом для него была выбрана Гончарная улица, а Храм Никиты перешел в ведомство Подворья и стал его главным храмом. Позднее, вокруг него выросли монастырские стены с башнями и были построены еще две церкви и другие монастырские строения.


Святые ворота


Афонское подворье
Свято-Пантелиемонов монастырь находится в Греции, на священной горе Афон. В Москве же, в районе Таганки, обустроено его
Подворье. Главный монастырский Храм - Церковь Святого Великомученника Никиты на Швивой горке, стоявшая здесь еще с XVI-го века. Позднее, уже в ХХ-м веке, при подворье были построены еще две церкви: Церковь Всех Святых Афонских и Церковь Всех Святых Афонских при братском корпусе. Несмотря на практически одинаковые названия, это две разные церкви, первая - отдельно стоящее здание справа от Храма Великомученника Никиты сразу перед входом в монастырь, вторая - в глубине монастырской территории, в монашеских корпусах.
В предвратных башнях перед Святыми вратами обустроены часовни Святого Великомученника Пантелеимона (левая башня, если смотреть со стороны улицы) и Преподобного Силуана Афонского (правая со стороны улицы). На пути от главного входа к братским корпусам обустроена Водосвятная часовня, где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений.
Примечательно, что Храм Святого Великомученника Никиты, построен еще в 1595-м году. Подворье Афонского монастыря появилось в Москве лишь в 1992-м году. В его ведомство был передан храм, стоящий на "Швивой горке", а позднее (в конце 1990-х - начале 2000-х гг) построены и остальные монастырские Храмы и другие строения.
Московскому Подворью от монастыря на Афоне были переданы частицы святых мощей Целителя Пантелеимона и Преподобного Силуана.
В монастыре действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях и монастырях. Если на посетителя в неподобающей одежде (например, на женщину в брюках), в другом месте в худшем случае посмотрят с осуждением, а то и вовсе не обратят внимания, то здесь - потребуют удалиться. Категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. За нарушение этих правил Вас также попросят на выход.
Редчайший случай не только для московских, но и для всех российских храмов и монастырей: рядом с его стенами запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Для желающих помочь нуждающимся на этой же стене висит железный короб, куда можно опустить денежное подаяние.

Как почувствовать святогорский дух в нашем городе

Вдохновленные торжественным празднованием 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, мы решили напомнить читателям об особых афонских местах в Москве. Трудно попасть на Святую Гору, и не каждому это дано. Но поклониться афонскими святыням и ободриться строгими святогорскими правилами в нашем городе может любой желающий.

Проводником по афонским местам в Москве мы попросили стать духовника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумена Петра (Пиголя) . В1990-е годы отец Петр нес послушание заведующего библиотекой Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Затем собор старцев направил его в качестве полномочного представителя Пантелеимоновой обители в Москву для открытия Афонского подворья, где он был первым настоятелем.

Афонское подворье на Таганке: жизнь по уставу Пантелеимоновой обители
Адрес: ул. Гончарная, д. 6 Проезд: м. «Таганская», «Марксистская»
В своем нынешнем виде московское подворье Афонского монастыря появилось в 1992 году. В основание его государство передало храм во имя святого великомученика Никиты на Швивой горке 1595 года постройки.

Игумен Петр (Пиголь) :

«Сейчас это небольшая обитель в центре Москвы с афонским уставом. Вместо старого деревянного забора – огромная монастырская стена, за ней две церкви с одинаковым посвящением – во имя Всех Святых Афонских. Первая – справа от Храма Великомученика Никиты сразу перед входом в монастырь, вторая – в глубине подворья, в монашеских корпусах. В предвратных башнях – часовни святого великомученика Пантелеимона (слева) и преподобного Силуана Афонского (справа). На рубеже 1990–2000-х годов здесь возникли и остальные монастырские храмы и строения.

Место это на возвышенности в яузском устье уникально. По преданию, именно здесь создавались первые поселения, из которых выросла Москва. А в храме, помимо главного престола святого великомученика Никиты, были престолы в честь преподобного Афанасия Афонского, преподобного Петра Афонского и Онуфрия Великого.

Сегодня трудно представить, что еще сравнительно недавно тут располагалось множество гаражей. Представители фирм – бывших арендаторов грозили монахам физической расправой, хотя с ними никто не конфликтовал. Мы лишь напоминали, что это храм Божий, где должна совершаться Божественная Литургия. Во время восстановления подворья, переживая за исход дела, я просил совета у старца Паисия на Афоне. Однажды приехал к нему в угнетенном состоянии, спросил: «Как быть? Нам угрожают вплоть до физической расправы. Есть даже сведения, что хотят направленный взрыв устроить, чтобы разрушить храм». Он меня обнял и спросил: «Патер Петрос, сколько у тебя святых?» Я не сразу понял. Он уточнил: «Сколько у тебя престолов?» Я перечислил: помимо святого великомученика Никиты, святых Петра Афонского и Онуфрия Великого, еще престол в честь Благовещения и во имя святой равноапостольной княгини Ольги. «Так вот все они не спят, – сказал старец, – они молятся, они тебе помогают. И по их молитвам все там будет очищено. Только ты не унывай, молись и обозначай свою территорию – ставь колышки и обходи с молитвой».

Я отдал распоряжение поставить деревянный забор. И каждый вечер вокруг него мы совершали крестный ход. С этого момента начался неуклонный процесс возрождения храма, его освобождения. И на Рождество Христово 1992 г. было совершено первое богослужение в приделе Благовещения, началась литургическая жизнь и создание подворья по образцу Афонского монастыря».

Информация для посетителей
На подворье действуют строгие правила для посетителей. Женщинам в брюках или в короткой юбке вход не разрешается. Запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Рядом с монастырскими стенами запрещено просить милостыню, но для желающих помочь нуждающимся установлен железный короб для пожертвований.

Богослужение на подворье проходит по афонскому уставу:
Все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.
В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра.
В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером – прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Афонские святыни на подворье : мощи преподобного Аристоклия, старца Московского и настоятеля первого Афонского подворья в Москве (на Полянке), икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.
Старое Афонское подворье на Большой Полянке: наследие святого старца
Прежний адрес: ул. Большая Полянка, 38

Первое Афонское Подворье в Москве появилось еще до революции. Располагалось оно на Большой Полянке в усадьбе, которую в 1879 году подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. А затем у подворья появился еще один участок земли – стараниями тульского купца И. И. Сушкина, брата настоятеля Пантелеимонова монастыря того времени схиархимандрита Макария.

Строителем и настоятелем Афонского подворья на Полянке был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). На подворье появилось два трехэтажных здания: библиотека, для монастырских служб и богоугодных заведений. Одна из тех построек сохранилась до наших дней. На верхнем его этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей.

Старец Аристоклий (Амвросиев)
Святой старец снискал всенародную любовь. К нему отовсюду шли люди за исцелением, за молитвой, за советом, за Божьим чудом. Старец передавал нуждающимся многочисленные пожертвования верующих: оплачивал обучение неимущих, устраивал жизнь многих людей, наставлял и исцелял. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни русских монахов-святогорцев и знакомивший их с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую.

Новый адрес: 1-й Хвостов переулок
В 1922 году подворье было закрыто, строения отданы под общежитие. В 1969-1970 годах усадьба Смирновой и все выходившие на Большую Полянку постройки были снесены для строительства жилого дома. Сохранилось только основное здание по 1-му Хвостову переулку.

В настоящее время сохранившееся здание возвращено Пантелеймонову Афонскому монастырю. А нетленные мощи преподобного Аристоклия пребывают во вновь отстроенном подворье Пантелеимонова монастыря.

Путь четырех святынь
Прежний адрес: Никольская улица, Часовня Святителя Пантелеимона
В 1878 году на Никольской улице по благословению Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря при Богоявленской обители была открыта часовня святителя Пантелеимона. Она была построена специально для поклонения афонским святыням, привезенным иеромонахом Арсением (Мининым) с Афона в 1862 году. Здесь были выставлены для поклонения частица Животворящего Древа Господня, часть камня Гроба Господня, частица мощей святителя Пантелеимона, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Настоятелем часовни стал иеромонах Арсений (Минин). Он неустанно нес послушание при святынях: служил молебны, принимал посетителей, посещал дома страждущих, вел переписку, фиксировал случаи многих исцелений и чудес.

Срок пребывания афонских святынь в Москве был заранее ограничен, но старец Арсений, видя, какую пользу они приносят русским людям и Пантелеимонову монастырю, приложил все усилия, чтобы оставить их в Москве. А в 1879 году стал заботиться об устройстве новой, более вместительной часовни. В ноябре 1879 года, находясь в Москве, иеромонах Арсений заболел острым воспалением легких и через два дня скончался и был с почестями похоронен в московском Ново-Алексеевском монастыре в Красном Селе.

После его кончины настоятелем часовни стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев). Уже при нем у Владимирских ворот Китай-города по проекту А.С.Каминского возвели новую часовню, перенеся туда святыни в 1883 году. Новая часовня имела вид величественного храма внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпившихся в очереди.

Новые адреса
В 1932 году часовня была закрыта, а в 1934 – снесена вместе с Китайгородской стеной. Но милость Божия и отвага афонских монахов сохранила для Москвы почти все святыни часовни святителя Пантелеимона.
Чудотворный образ Спасителя находится в храме святых Флора и Лавра на Зацепе ,
Икона Богоматери «Скоропослушница» передана в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке,
Иверская икона – ныне в Знаменской церкви в Переяславской слободе (около м. «Рижская»).
Чудотворный образ самого святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в знаменитом Воскресенском храме в Сокольниках .

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот: несломленная молитва
Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а. Проезд от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Эта часовня хранит драгоценный список с главной афонской святыни Иверской иконы Божией Матери из одноименного афонского монастыря. С ней связано обетование о покровительстве Царицы Небесной: до тех пор, пока будет этот образ пребывать на Святой Горе, Матерь Божия не оставит ее. Поэтому все, кто приезжает на Афон, первым делом спешат поклониться Иверской.

Московская копия Иверской иконы тоже являла чудеса и исцеления и также стала одной из самых почитаемых икон в России. Ее торжественно называли «сердцем России». В дни войн и народных бедствий перед ней совершались всенародные молебны. Они были обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Купцы приходили «к Иверской» перед заключением сделки, студенты – перед экзаменами, паломники благословлялись «у Иверской» в дальний путь.

В XVII веке по заказу Новгородского митрополита Никона (Минова) в Иверском монастыре был сделан список с чудотворной иконы. Икона стала собственностью царской семьи, а на месте ее «встречи» возвели часовню, куда в 1669 году поместили копию первого «царского» списка Иверской иконы Божьей Матери.

Новейшие времена Иверской часовни
В 1929 году часовня была разорена и закрыта, а в 1931 вместе с Воскресенскими воротами разрушена. Но икона Иверской Божьей Матери сохранилась, она была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем иеромонахом Лукой с благословения иверского игумена.

Посетителям Иверской часовни на заметку
Ежедневно с 8.00 до 20.00 каждые два часа всем московским духовенством поочередно совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Иверская».

Из Православной энциклопедии
Как на Афоне писали первую копию Иверской Божьей Матери для России
«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону ».

«Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом ».

Подготовила Екатерина Моисеенко

Монастырь. Действует.
Год основания:1992.

Координаты:55.746046, 37.644918
Проезд:м. Таганская
Храмы и часовни подворья:
1. Никиты Мученика
2. Церковь Всех Святых Афонских
3. Домовая церковь Андрея Первозванного при братском корпусе
4. Часовня Пантелеимона
5. Часовня Силуана Афонского
6. Часовня водосвятная
Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря в Москве ведет свое начало с сентября 1879 года, когда известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова подарила монастырю под размещение подворья небольшую городскую усадьбу на Большой Полянке, д. 38. Затем участок земли по соседству с усадьбой на Полянке был также приобретен для монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом настоятеля Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Макария.

В конце XIX-начале XX века настоятелем подворья был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). В 1912 году на новом участке подворья под его руководством было начато строительство комплекса зданий. Были сооружены трехэтажные каменное здание с домовым храмом и здание для хозяйственных нужд. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница", а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и другие хозяйственные постройки. С 1914 года на подворье на различных послушаниях подвизался преподобномученик Данакт (Калашников).

В ноябре 1922 года домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии.

17 апреля 1975 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил передать для подворья Афонскому Русскому монастырю Спасо-Преображенский храм в подмосковном Переделкине (Лукине). В том году в храм со Святой горы Афон был привезён чудотворный образ Иверской иконы Божией Матери, который был помещен в часовне, пристроенной к зданию храма с южной стороны. Вместе с включением Переделкина в состав Москвы в 1984 году подворье стало Московским.

В январе 1991 года Афонское подворье было переведено в центр Москвы, в храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой.
13 ноября 2004 года крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм подворья были перенесены мощи его прославленного настоятеля, преподобного Аристоклия.

Москва. Церковь Андрея Первозванного.
Домовая церковь Андрея Первозванного при братском корпусе
Церковь. Действует.
Престолы:Андрея Первозванного
Год постройки:Между 2005 и 2006.
Адрес:109240, Москва, ул. Гончарная, 6
Координаты:55.746088, 37.644639
Проезд:м. Таганская

Москва. Церковь Никиты Мученика.
Церковь Никиты на Швивой (Вшивой) горке, за Яузой
Церковь. Действует.
Престолы:Никиты Мученика, Благовещения Пресвятой Богородицы, Ольги равноапостольной, Онуфрия Великого, Петра Афонского
Год постройки:между приблизительно 1530 и приблизительно 1540.
Адрес:Гончарная ул., 6
Координаты:55.74579, 37.64481
Проезд:м."Таганская"
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
Впервые упоминается под 1476. Ныне существующий бесстолпный кубический одноглавый храм постройки 1595 с включением частей каменной церкви 1-й пол. XVI в. Южный придел Благовещения Богородицы с трехчастной апсидой и трапезной пристроен в 1684-85 гг. Шатровая колокольня соответствует формам 2-й четв. XVII в. Храм перестроен в сер. XVIII в., получил барочное завершение. Того же времени западный двухэтажный притвор.
Придел Онуфрия Великого и Петра Афонского освящен в 1740. Северный придел кн. Ольги в стиле XVII в. выстроен в 1878-80 гг.
Храм закрыт в 1936. Реставрировался в 1958-60.
Богослужения возобновлены в 1992, тогда же при храме учреждено Подворье Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Службы по афонскому уставу. В 1996 территория окружена новой оградой со Святыми воротами, при которых позже освящены две часовни.
Отдельно стоит сказать несколько слов о двояком написании - "швивая/вшивая горка". Даже по сей день в разных источниках местность именуется по-разному. Существует две версии. Первая версия гласит: первоначальное, историческое название - "вшивая горка". Однако здесь не стоит усматривать какого-либо оскорбительного подтекста. Дело в том, что слово "вши" на Руси являлось синонимом слова "насекомое". Им называли не только собственно вшей, но и любых других насекомых, например, муравьев. А холм, на котором расположена церковь, был густо усеян муравейниками. Позднее, дабы убрать из названия неблагозвучность, горку стали именовать "швивой". По второй версии, местность вокруг церкви заселяли в основном ремесленники, занимающиеся шитьем и вышивкой. И слово "швивая" происходит от слова "швея". В 1992-м году в Москве было организовано Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и местом для него была выбрана Гончарная улица, а Храм Никиты перешел в ведомство Подворья и стал его главным храмом. Позднее, вокруг него выросли монастырские стены с башнями и были построены еще две церкви и другие монастырские строения.
http://sobory.ru/article/?object=03871

Вход в Монастырь.

Москва. Часовня Пантелеимона Целителя.
Часовня. Действует.
Освящена в честь: Пантелеимона Целителя
Год постройки:1996.

Координаты:55.746208, 37.645213
Проезд:м. Таганская

Москва. Часовня Силуана Афонского.
Часовня. Действует.
Освящена в честь: Силуана Афонского
Год постройки:Между 1996 и 1998.
Адрес:Москва, ул. Гончарная, 6
Координаты:55.746284, 37.64501
Проезд:м. Таганская